Концентрация населения в кубанской столице не создаёт агломерационные эффекты в силу слабой внутренней связности и развития территорий. Для устойчивого развития кубанской агломерации необходимы инвестиции или масштабный проект, подобный Олимпиаде
Инфраструктура краснодарской городской агломерации, показывающей сегодня устойчивый рост, пока не успевает развиваться. Для устойчивого развития кубанской столице необходимо заранее определить основные точки роста. Попытка осуществить этот план проглядывается в проекте развития северо-восточной части Краснодара. Такие проекты могут стать эффективным инструментом для привлечения инвестиций и развития государственно-частного партнёрства, считают участники круглого стола "Устойчивый город: каковы запросы к жилищной политике и градостроительства", который прошёл в рамках бизнес-форума, организованного аналитическим центром "Эксперт ЮГ".
В городах нет источников экономического роста
По словам генерального директора Института экономики города Александра Пузанова, Краснодар — типичная российская агломерация, в которой концентрация населения используется недостаточно эффективно из-за её "слабой внутренней связности".
"Беда наших крупнейших городов в том, что они не выступают стабилизирующим фактором экономики, то есть в периоды экономического роста города растут быстрее, а во время кризисов, наоборот, их темпы развития падают сильнее, чем экономика страны в целом", — утверждает Пузанов. Так было и в 2008-м, и в 2015-м. Это означает, что собственных источников экономического роста, которые в современной экономике представлены, например, креативными отраслями, недостаточно. При этом в 2020-м краснодарская агломерация прибавила 2% ВГП, что, в сравнении с другими городами, стало сюрпризом.
Александр Пузанов выделил ключевые риски устойчивого развития города, среди которых, например, дисбаланс инвестиций в новое жилищное строительство и в модернизацию старого фонда застройки. Есть многочисленные формулы расчёта, которые показывают, что это неравенство возрастает. В итоге город расползается, расходы на содержание инженерной инфраструктуры увеличиваются. Другим риском является несогласованность градостроительной политики в пределах агломераций: генпланы соседних муниципалитетов очень часто противоречат друг другу. В результате частная застройка соседствует с многоквартирными домами, что создаёт трудности, например, для транспорта. Нельзя не упомянуть и несбалансированность строительства жилых домов и строительства социальных, жилищно-коммунальных и транспортных объектов. Эти проблемы носят системный характер и являются серьёзной угрозой для устойчивого развития.
"Устойчивое развитие города невозможно без прозрачных и открытых взаимоотношений публичной власти, бизнеса, жилищно-коммунального сектора и общества", — резюмирует Александр Пузанов.
Высокие цены позволили создавать инфраструктуру
"В Краснодаре есть свежий генеральный план и утверждены правила землепользования и застройки, теперь эти документы соответствуют друг другу, — отметила заместитель директора краснодарского департамента архитектуры и градостроительства Наталья Машталир. — И юридических коллизий, которые возникали ранее, уже будет не так много, как ранее. Инвесторы прекрасно поняли, что дома с инфраструктурой продаются гораздо лучше, чем без нее. И мы понимаем, что появилась возможность создавать инфраструктуру, делать интересные архитектурные проекты с зелёными зонами".
Также г-жа Машталир рассказала о взаимодействии власти, бизнеса и общественных институтов.
По словам вице-президента по коммерции AVA Group Ольги Нарт, Кубань — один из четырёх регионов, который прирастает населением с территории всей России: это Москва, Петербург, Краснодар и Калининград. Приток населения с территории всей страны создаёт запрос на формирование качественной, комфортной среды проживания. "Мы как застройщики хорошо знаем, что приезжающие сюда люди уже имеют определённый запрос и свой собственный бэкграунд, — говорит Ольга Нарт. — Зачастую они предлагают улучшенную практику, которую мы заимствуем у них. Долгое время Краснодар не мог закладывать большое количество функций в реализацию жилых комплексов, исходя из экономической ситуации, из стоимости квадратного метра. Теперь мы перенимаем опыт Москвы, Петербурга, других городов-миллионников".
"Цены на жильё в Краснодаре, которые в течение последнего десятилетия балансировали на уровне 40-45 тысяч рублей за квадратный метр, не позволяли застройщикам создавать качественный продукт, — считает генеральный директор компании Macon Илья Володько. — Но с конца 2017 года цены начали расти, и девелоперы смогли реализовать интересные проекты, как с точки зрения организации пространства, так и социальной инфраструктуры".
По мнению эксперта, к новым микрорайонам нужно выдвигать жёсткие требования. Власть пока не выполняет функции медиатора и не предоставляет площадки для того, чтобы соблюдать интересы разных групп населения. Например, нужно работать над выделением полос для общественного транспорта. И делать это нужно не через пять лет, а здесь и сейчас. Также не стоит откладывать в "долгий ящик" такие проекты развития, как "Семь улиц" в Краснодаре.