Обеспечение доступности жилья для граждан стало темой круглого стола, проведенного в конце марта в Совете Федерации (СФ) РФ
Открывая заседание, заместитель председателя Комитета СФ РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Кузьмин отметил, что помимо достаточности предложения на рынке жилья на его доступность существенное влияние оказывают развитие в стране ипотечного кредитования и альтернативных инструментов покупки, обеспеченность строительного комплекса необходимыми стройматериалами по приемлемым ценам и т. д. Участники мероприятия дополнили его определение доступности жилья своими предложениями. В частности, по мнению руководителя аналитического центра финансового института развития в жилищной сфере "ДОМ.РФ" Михаила Гольдберга, она зависит, с одной стороны, от доходов населения и, с другой стороны, от стоимости недвижимости. Поэтому, чтобы обеспечивать ее доступность, наряду с увеличением предложения жилья надо одновременно смотреть за спросом на него.
В том, что увеличение объемов ввода квадратных метров жилья вовсе не означает одновременный рост его доступности, убеждает доклад аудитора Счетной палаты (СП) РФ Натальи Труновой, которая обратила внимание на то, что активное жилищное строительство в России сопровождается ростом цен — более чем вдвое с начала 2019 года. Во многом по этой причине коэффициент доступности жилья (КДЖ) впервые за последние 10 лет превысил 4, тогда как ранее составлял 3,2–3,3. Но здесь надо иметь в виду, что критерии оценки доступности жилья могут быть разными. Так, КДЖ от фонда "Институт экономики города" показывает, за сколько лет домохозяйство из трех человек сможет накопить средства для покупки квартиры площадью 54 "квадрата" при условии сбережения всех своих годовых доходов. А вот Минстрой России, оценивающий уровень доступности жилья в рамках нацпроекта, считает, что этот показатель в первую очередь отражает доходы граждан и возможность за счет них приобретать недвижимость. Но суть наметившейся тенденции к снижению доступности жилья от этого не меняется.
Трудный вопрос
Дискуссия за круглым столом выявила пути повышения доступности жилья для граждан с различным уровнем доходов — от малоимущих до крепко стоящих на ногах. Разумеется, прежде всего необходимо помочь тем, кто не может себе позволить взять кредит на новую квартиру. "На текущий момент в значительной степени, к сожалению, проседает развитие рынка арендного жилья. "ДОМ.РФ" имеет успешный опыт реализации проектов строительства арендных домов, но их точечное появление в ряде регионов не способно переломить ситуацию с обеспечением жильем нуждающихся в этом граждан, в первую очередь малообеспеченных, для которых ипотека как инструмент решения жилищного вопроса является недоступной", — задал тон обсуждению этой темы Дмитрий Кузьмин. При этом он подчеркнул, что в России отсутствуют цивилизованный рынок арендного жилья и помощь со стороны государства застройщикам, осуществляющим строительство домов для найма. "Меры поддержки в данном случае могли бы быть самыми разными: от безвозмездного предоставления земельных участков, кредитов по льготным ставкам до различных налоговых преференций", — считает сенатор.
О том, что обеспечение жильем граждан, не имеющих возможности приобрести его посредством ипотеки, является одним из самых сложных вопросов, решением которых сейчас занимается Минстрой России, рассказала исполняющая обязанности директора департамента жилищной политики ведомства Анна Апполонова. По ее словам, несмотря на введение в 2014 году в Жилищный кодекс РФ статьи "Наемный дом", их строительство распространения так и не получило. Хотя во многом благодаря появлению этого нормативно-правового акта стало возможным строить наемные дома в рамках расселения аварийного жилья, кроме того, на их возведение удалось распространить механизм инфраструктурных облигаций. "Мы, конечно, понимаем, что для граждан с невысоким уровнем дохода необходимо это направление развивать", — заявила она. Так, сейчас министерство совместно с "ДОМ.РФ" и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывает законодательные инициативы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности строительства наемного жилья, в том числе через механизм ГЧП. Также рассматривается возможность внесения поправок в жилищное законодательство, с тем чтобы изменить критерии наемных домов социального использования.
Анна Апполонова напомнила, что по итогам прошлогоднего Восточного экономического форума глава государства поручил правительству вместе с "ДОМ.РФ" и руководителями субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), обеспечить строительство в ДФО арендных домов в целях предоставления не менее 10 тыс. жилых помещений в таких объектах по социальным договорам найма. При этом плата за них должна быть существенно ниже рыночной за счет субсидий, предоставляемых из регионального и федерального бюджетов. Сейчас Минстрой совместно с Минвостокразвития, Минфином и "ДОМ.РФ" прорабатывает механизм решения этого вопроса. В частности, обсуждается возможность выделения на эти цели средств Фонда национального благосостояния России, а также поддержки дальневосточных застройщиков. Большая работа предстоит и по реализации послания президента РФ Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года в части утверждения и реализации программы предоставления работникам организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) наемного жилья на льготных условиях. Это предусматривает как возведение такого жилья, так и приобретение его на стадии строительства в высокой степени готовности, а также софинансирование данной программы за счет ассигнований федерального бюджета, в том числе в части, касающейся субсидирования расходов по оплате жилого помещения.