В Госдуме подготовлен законопроект о внесудебном взыскании долгов за "коммуналку"
Законопроект о создании внесудебного механизма взыскания задолженности граждан за коммунальные услуги подготовлен в Госдуме к первому чтению. Предполагается, что управляющие компании и ресурсоснабжающие организации смогут обращаться к нотариусам за получением исполнительной надписи, достаточной для начала процесса взыскания долга. Эксперты отмечают, что предложенный механизм актуален, но пока вызывает немало вопросов.
Комитет Госдумы по законодательству поддержал законопроект о возможности взыскания долгов за ЖКУ во внесудебном порядке — первое чтение документа запланировано на 12 декабря. Внесенный группой депутатов проект, как следует из пояснительной записки к нему, нацелен на снижение задолженности за ЖКУ (по данным Минстроя на октябрь, это 833 млрд руб.), а также на сокращение нагрузки на суды (сообщается, что в 2022 году ими было рассмотрено более 10 млн дел о взыскании таких долгов).
Суть механизма в том, что управляющие компании (УК) и ресурсоснабжающие организации (РСО) смогут получать у нотариусов исполнительную надпись — специальную отметку на договоре о предоставлении ЖКУ, позволяющую обращаться к судебным приставам для взыскания долга.
Для этого нотариусу необходимо предоставить расчет задолженности, сам договор (в нем должна быть указана возможность взыскания долга таким способом), а также заявление об отсутствии судебного спора с должником. Нотариус должен проверить, является ли должник собственником или пользователем жилья, по которому возник долг, а после уведомить его о предъявленном требовании — по почте или через "Госуслуги". Должнику отводится семь дней на возражения или добровольное исполнение, иначе будет сделана исполнительная надпись. Впрочем, оспорить ее можно будет в суде в течение трех месяцев.
Правительство в своем отзыве на депутатскую инициативу в целом ее поддержало, но при условии "существенной доработки" — например, семидневный срок для добровольного исполнения или предоставления возражений назван недостаточным.
Как отмечает директор Направления "Городское хозяйство" Фонда экономики города Ирина Генцлер, предложенный порядок "очень актуален". В большинстве случаев, говорит она, из-за ограничения доступа к данным ЕГРН УК и РСО не могут получить информацию о том, кому принадлежит жилое помещение; суд может и сам установить личность должника, но с учетом повышенных недавно госпошлин издержки на это довольно высоки. У нотариуса же есть доступ к ЕГРН и регистру населения, что позволяет осуществить двойную сверку данных и снизить риск оформления исполнительной надписи в отношении лица, которому жилое помещение уже не принадлежит.
Руководитель направления правового сопровождения споров в сфере ЖКХ и управления недвижимостью юридической группы "Яковлев и партнеры" Сергей Сергеев в целом приветствует дополнительную возможность для решения долговых споров в сфере ЖКХ — с учетом того, что в последние годы работа с такой задолженностью усложнялась. Однако, полагает он, "прежде чем говорить о каком-то положительном эффекте, необходимо будет в течение нескольких лет донастраивать систему".
Советник адвокатского бюро "БВМП" Сусана Киракосян отмечает, что к проекту есть множество вопросов, без решения которых "механизм может оказаться неэффективным".
Речь идет, например, об условии указания в договоре возможности взыскания долга — в действующих договорах такие условия отсутствуют и "маловероятно, что потребители поддержат подобные изменения". Отмечает это и Ирина Генцлер — такие положения затормозят применение механизма управляющими компаниями на три-пять лет, однако у РСО таких проблем не ожидается, поскольку речь идет о типовых договорах, в которые "легко внести такую строчку". Также, полагает она, вряд ли можно гарантировать, что должник вовремя получит уведомление нотариуса. Наконец, говорит Ирина Генцлер, такой порядок не гарантирует стопроцентного взыскания долга — приставам не всегда это удается и сейчас.