Вы здесь

Разгадывая цифровой РЕБУС. М. В. Ракова об инструментах моделирования

Дата публикации: 04.09.2025

Цифровизация не будущее, а уже настоящее градостроительной отрасли. И как в любом реальном настоящем, одну и ту же проблему здесь порой приходится решать снова и снова, а достижения не всегда гарантируют переход на новый уровень

Цифровизация сегодня меняет правила развития городов и агломераций. Пожалуй, статс-секретарь — замминистра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек выразил общее настроение экспертов, которых собрал недавно прошедший в Казани форум "РЕБУС-2025. Цифровизация. Инфраструктура".

По оценкам вице-премьера Марата Хуснуллина, "это мероприятие дает уникальную возможность для диалога и обмена лучшими практиками, для внедрения новейших технологий в строительстве. Сегодня в стране запущен нацпроект "Инфраструктура для жизни", объединяющий всю работу по созданию современной городской среды, и цифровизация в ней играет не последнюю роль". И по мнению президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, "важно, чтобы каждый житель реально почувствовал на себе положительные изменения от цифровизации, чтобы вся система — строительная индустрия и ЖКХ — работала быстро и эффективно и человеку стало комфортнее жить и трудиться".

И все-таки правы те, кто утверждает: отмечать успехи приятно и важно, но еще важнее, хотя и куда неприятнее, открыто обсуждать то, что пока не особо удается и над чем стоит работать с большим усердием. А в этом антирейтинге первое место стоит отдать устаревшей законодательной базе и все еще громоздкой системе согласований: с одной стороны, конечно, весь этот нормативно-правовой массив проверен практикой и обеспечивает максимальную безопасность строительства, но с другой, он же является главным тормозом на пути инноваций.

Впрочем, надо признать: выстраивание цифровой вертикали, связывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, вроде бы на полном ходу, и бюрократии стало заметно меньше. По данным, приведенным замглавы Минстроя, за последние несколько лет число обязательных требований сокращено с 11 тысяч до 380, а документов для обеспечения инвестиционно-строительного цикла — с 989 до 568. Теперь цель — довести цикл до знаковой отметки в тысячу дней, а число документов — до 350.

Тема № 2 — профессиональная инертность, а иногда и открытое сопротивление со стороны спецов со стажем, привыкших к старым инструментам. По оценкам президента Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаила Викторова, отрасль проходит через классические стадии внедрения любых новаций — неверие, отрицание, принятие. И процесс этот длительный и непростой.

Кроме того, к "сопротивленцам" первой волны, демонстрирующим принципиальную неготовность к цифровым переменам, добавились те, кто как раз за цифру, но исключительно в зарубежном исполнении. Несмотря на то что российские цифровые решения готовы доказывать свою конкурентоспособность и доля отечественного ПО в отрасли за три года выросла с 1,5% до 20%, до полного импортозамещения еще очень и очень далеко.

Еще одна проблема, которую также активно обсуждали участники РЕБУСа этого года, связана с тем, что, во-первых, появляющиеся цифровые инструменты довольно часто выглядят броско, но, по сути, представляют собой "цифровую бумагу" — то есть, содержат тот же набор сведений, что и их предшественники, и позволяют пользователям не сильно больше, чем бумажные носители. А во-вторых, даже самые передовые и продвинутые цифровые решения пока все вместе не оформлены в полноценную систему с общими правилами, возможностями, алгоритмами действий и, что самое главное, целеполаганием.

"Ну вот, предположим, оцифровали мы все объекты, а дальше что? Ответа на вопрос, как сохранить жизнестойкость города и устойчивость его развития, как реализовать в нем все задуманное, мы благодаря этому так и не получили. Отсюда вопрос: что сегодня нужно городам — вот эти огромные массы цифровых данных и слоев или все-таки инструмент моделирования? И тогда следующий вопрос: на чем моделировать, кто научит моделировать эту систему?" — предлагает подумать вице-президент Фонда "Институт экономики города" Марина Ракова.

Кстати, по поводу того, кто научит. В Дубае, например, существует единая цифровая платформа, предлагающая более 140 услуг. И, как подчеркнула в своем выступлении на форуме глава Дубайского совета будущего по цифровым операциям Аиша Бинт Бутти Бин Бишр, "тут важны не темпы, важно доверие. Нас никто не просил развиваться быстрее, нас просили развиваться мудрее".

Одно из таких мудрых решений — онлайн-приложение, позволяющее проводить регулярные исследования и анализировать данные о качестве жизни граждан. После посещения какого-либо городского места или учреждения человек может в специальном приложении поставить отметку: каким его сделал это визит — счастливым или несчастным? Если число несчастливых людей становится заметным, значит, есть проблема, которую срочно нужно ликвидировать, более того — большое количество выданных учреждению "черных меток" может стать основанием для увольнения его руководителя.

Наверное, и нам бы такое не помешало. Ведь, как отметил еще один участник РЕБУСа, глава Чувашии Олег Николаев, "цифровые решения могут быть быстрыми, точными, даже где-то предугадывать наши желания, но все равно цели и основа любого такого сервиса — это человек. Умный город — это же не про то, чтобы каждый чувствовал себя героем компьютерной игры, а про то, чтобы технологии работали надежно и на пользу".

 

BFM от 3 сентября

Фото BFM/ Иван Рябоконь/ Фотобанк Лори

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть