Правительство России утвердило Стратегию пространственного развития страны до 2030 года и готовит план мероприятий по ее реализации
Принятый документ нацелен на решение целого ряда ключевых задач, включая поиск оптимальных форм территориальной организации экономики, развитие опорных населенных пунктов, транспортной, социальной инфраструктуры и др. Итогом такой работы должно стать улучшение качества жизни людей во всех регионах страны.
Точки опоры
Год назад в ходе стратегической сессии, посвященной пространственному развитию страны, председатель правительства РФ Михаил Мишустин назвал одной из первоочередных задач сокращение различий по уровню экономики и социальной сферы среди субъектов РФ. "Для этого нужно сформировать соответствующие центры роста в регионах с учетом их потенциала - сельскохозяйственного, промышленного, логистического, обеспечить приток инвестиций и увеличение числа рабочих мест", - сказал премьер-министр.
Новая стратегия в полной мере отражает такой подход. Одно из ее новшеств - создание единого перечня опорных населенных пунктов, развитие которых будет способствовать достижению национальных целей развития, определенных майским указом президента России 2024 года. В перечень вошли 2160 больших и малых городов, а также сельских поселений.
"В едином перечне соединены населенные пункты двух типов: около 1550 локальных центров, выполняющих функции опорных населенных пунктов для прилегающих территорий, и примерно 610 населенных пунктов, являющихся опорными во всероссийском масштабе: крупнейшие центры экономического развития, включая ядра городских агломераций, места реализации крупных инвестиционных проектов, населенные пункты, имеющие стратегическое значение (порты, приграничные города, центры ОПК и т. п.)", - рассказал "РГ" генеральный директор Фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов.
По его словам, развитие локальных центров (малые города, поселки городского типа и крупные села) должно улучшить доступность социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры для жителей как самого центра, так и ближайших населенных пунктов. "Тем самым повысится качество жизни на этих территориях и снизятся стимулы к миграции с таких территорий", - отметил эксперт.
В приоритете - качество
Стратегия предполагает, что уровень качества городской среды в опорных населенных пунктах вырастет на 30 процентов к 2030 году и на 60 процентов к 2036-му. Это новый индикатор, пришедший на смену индексу качества городской среды, рассказал Александр Пузанов. "Новый показатель более сфокусирован в сравнении с предыдущим и оценивает результаты реализации конкретных мероприятий по улучшению различных видов инфраструктуры", - пояснил он.
"Повышение качества городской среды предусматривает комплексное развитие транспорта, инфраструктуры здравоохранения, образования, культуры и спорта, поддержку основных инвестиционных проектов, которые реализуются в городах и создают новые рабочие места, - пояснил "РГ" директор центра моделирования социально-экономического развития Центра стратегических разработок Никита Кузмичев. - Приоритет финансирования инфраструктуры в них позволит наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы для повышения качества жизни в стране в целом, сократит отток из малых городов и сел".
Ключевыми точками роста должны стать города с населением от 100 тысяч человек, рассказал "РГ" профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. "Именно такие населенные пункты, по данным исследований, способны обеспечить самодостаточность и развитие прилегающих территорий. Однако в России сеть таких городов, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, сильно разрежена, - отметил эксперт. - Решить проблему поможет "сжатие пространства" - сокращение времени на перемещение между городами за счет развития транспортных магистралей - путь, по которому успешно идет Китай. Строительство скоростных железных и автомобильных дорог позволяет связать удаленные регионы, стимулировать маятниковую миграцию и повысить доступность услуг".
Стратегия пространственного развития как раз предполагает повышение мобильности населения. "Приоритеты развития транспортной инфраструктуры включают улучшение доступности опорных населенных пунктов для жителей прилегающих территорий, обеспечение круглогодичного сообщения с удаленными территориями Сибири, Арктики и Дальнего Востока (в том числе за счет льготных условий межрегиональных и внутрирегиональных авиаперелетов), развитие пригородных перевозок в агломерациях, строительство высокоскоростных железных и автомобильных дорог", - отметил Никита Кузмичев.
По его словам, эти приоритеты уже интегрируются в Транспортную стратегию РФ и госпрограмму "Развитие транспортной системы", а значит, повлияют на распределение средств федерального бюджета по территориям.