Проблему уменьшения плотности застройки обсудили участники научно-практической конференции, посвященной десятилетию Высшей школы урбанистики ВШЭ и памяти ее основателя А.А. Высоковского
При снижении численности населения объемы жилищного строительства в стране растут. Освоение новых территорий вместо эффективного использования уже застроенных провоцирует такое явление, как перфорация, когда активно используемые участки чередуются с заброшенными домами и промышленными территориями.
Конференция начала свою работу 23 октября, дальнейшие мероприятия пройдут в несколько этапов и завершатся в декабре этого года. Открыл ее научный сотрудник факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Андрей Головин, выступивший с аналитическим докладом "Пространственная политика городов России. Планирование разрастания". Исследование, положенное в основу доклада, охватило 93 российских города с населением от 100 тыс. до 1,6 млн человек. По словам автора доклада, тенденция снижения численности населения отмечается во многих странах мира. Например, в Японии подсчитали, что к концу века оно уменьшится наполовину. Рост происходит только в некоторых странах Африки и Юго-Восточной Азии. Этот тренд формирует новые вызовы для развития современных городов.
Территориальная экспансия предопределяет строительство различной инфраструктуры и приводит к увеличению стоимости ее обслуживания. Кроме того, размещение мест проживания на удалении от центра существенно снижает качество жизни горожан, поэтому они покидают территорию. Это может быть локальная миграция или решение уехать из города. В результате образуется вакантный жилищный фонд — разница между числом домохозяйств и количеством квартир. Возникает перфорация застройки, то есть недоиспользование различных территорий — жилых и промышленных. Перфорация городской среды приводит к перфорации экономики города. Этот термин появился в Германии в 90-х годах прошлого века, когда изучалась модель сжатия и постиндустриального обновления на примере города Лейпцига.
Основная озабоченность Европы проблемой разрастания городов заключается в том, что избыточную инфраструктуру невозможно оптимизировать и снова привести в действие, а стоимость ее содержания все время увеличивается. Потребление меньше, а затраты больше.
Тренд релевантен и для российских городов. По подсчетам Андрея Головина, сейчас в России объем незанятого жилищного фонда достигает 11 млн квартир. Учитывая нынешние темпы строительства, такое же количество жилья будет возведено за ближайшие 7–8 лет.
Тенденции уменьшения плотности и удаления жилых территорий от центра подвержены практически все российские города. Она будет продолжаться и в дальнейшем. Это можно увидеть, изучив актуальные генпланы. По словам автора исследования, основной двигатель разрастания — это необоснованное, не сбалансированное с демографической ситуацией и потенциальным спросом на жилье планирование объемов и размещения жилой застройки.
Темы уплотнения городской застройки и освоения агломерационной периферии сейчас очень активно обсуждаются всеми заинтересованными сторонами, отметил научный руководитель факультета городского и регионального развития, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. При реализации первого сценария нужно вкладывать серьезные деньги в развитие общественного транспорта, и уже есть серьезные программы в этом направлении. Второй вариант эксперт назвал "освоением картофельных полей".
Удаление от центра города не просто снижает качество жизни — оно делает жизнь вообще невозможной. Если строить многоквартирные дома на периферии, оттуда потом просто невозможно вывезти жителей, транспортной доступности нет никакой.
Городское развитие и планирование не существует отдельно от экономики и социальной сферы, подчеркнула исполнительный директор фонда "Институт экономики города", директор направления "Рынок недвижимости" Татьяна Полиди. При этом в урбанистике, в отличие от экономики, отсутствуют четкие критерии и понимание последствий отклонения от каких-либо параметров.
"Хотя я сама очень часто говорю, что нам нужны компактные города, однако это утопия. Концепция прекрасная, но на практике она не реализуется, так как входит в прямое противоречие с другим очень важным социально-экономическим приоритетом — доступным жильем", — говорит Татьяна Полиди.
Не только для населения, но и для страны важно, чтобы жилье было доступно относительно доходов населения: чем оно дороже, тем дороже государственные программы поддержки и больше нагрузка на бюджет. "Те страны, которые поставили в приоритет концепцию компактного города, пришли к тому, что доступность жилья очень сильно сократилась. Поэтому определить, что такое оптимальная структура города, сложно даже теоретически", — пояснила эксперт. К тому же, полагает она, российский уровень социально-экономического развития не позволяет одномоментно иметь и просторное жилье, и качественную инфраструктуру. Кроме того, у нас есть исторически сложившиеся ограничения, связанные со свободным распоряжением частной собственностью.
Участники конференции обсудили также проблемы реализации профильного законодательства — перспективы и ограничения развития правового зонирования, в том числе в контексте комплексного развития территорий, реформы гражданского законодательства и проблематики муниципального правотворчества в сфере регулирования землепользования и застройки