Вы здесь

В жилищно-коммунальном хозяйстве столицы пора включать рыночные механизмы, - мнение ведущего юрисконсульта направления "Городское хозяйство" ИЭГ Дмитрия Гордеев публикует "Вечерняя Москва"

Дата публикации: 19.10.2017

Жилищно-коммунальное хозяйство в Москве относительно других городов России находится во вполне приличном состоянии. Особенно в плане содержания жилых домов.

Причин тут две. Первая — достаточно состоятельные собственники, которые, в массе своей, вовремя вносят квартплату и бережно относятся к общедомовому имуществу. В Москве практически нет кварталов и даже домов, где живут маргиналы, бьющие в подъездах окна и устраивающие во дворе «самостийную» помойку. Вторая причина относительного порядка — очень жесткий контроль коммунальщиков со стороны городских властей. С одной стороны, это хорошо.

С другой — нарушаются рыночные механизмы, что в долгосрочной перспективе может плохо сказаться на всей системе ЖКХ.

Напомню, еще в начале 2000-х годов в Москве существовали районные ДЕЗы — дирекции единого заказчика жилищно-коммунальных услуг. Каждый ДЕЗ отвечал за свой район. По сути, это была советская система. Потом возникла идея ДЕЗы акционировать и превратить их в самостоятельные компании, которые могли бы оказывать услуги по эксплуатации дома. Чем хороша такая система? Прежде всего тем, что если работа такой частной управляющей организации жильцов не устраивает, то собственники могут на общедомовом собрании принять решение о смене подрядчика.

Зная об этом, эксплуатирующая организация будет всеми силами стараться не упустить дом — ведь это их работа и их деньги. А еще собственники имеют право сами выбрать тариф за содержание общедомового имущества. Например, сколько они будут платить за мытье или текущий ремонт подъезда. Все вместе это называется конкуренция и рыночная экономика. Такая система работает и во всех цивилизованных странах, и практически во всех городах России.

Но в Москве система несколько иная.

Здесь на место ДЕЗов пришло государственное бюджетное учреждение «Жилищник». Именно оно, как правило, занимается эксплуатацией жилых домов. По закону, конечно, собственники могут созвать общее собрание и принять решение о смене управляющей организации. Скажем, нанять не «Жилищник», а частную компанию — благо, такие есть.

Но собственники не очень-то собираются. Во-первых, многим совершенно все равно, кто их дом эксплуатирует. Вовторых, не хватает активных жильцов, кто бы взял на себя организаторскую работу. В-третьих, есть немало бюрократических препятствий, мешающих смене управляющей организации. Итог — фактическая монополия «Жилищника».

Хорошо или плохо? На мой взгляд — плохо. Там, где монополия, как правило, страдает качество и выше цены. Там, где монополия, у жильцов нет возможности на управляющую организацию влиять. Потому что «Жилищник» фактически жильцам не подотчетен, им управляет городская власть.

Пока власть за работой коммунальщиков жестко следит, заставляет их четко выполнять свои обязанности, все более менее нормально. Но как только контроль ослабнет, никто не даст гарантии, что система ЖКХ будет работать столь же эффективно.

В общем, я считаю, в жилищно-коммунальном хозяйстве столицы пора включать рыночные механизмы. В законе они есть, на практике пока реализуются не очень.

Вечерняя Москва от 18 октября 2017 года

Структурное направление: 
Город: 
Москва

Закрыть