Вы здесь

Заседание Комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое России прошло 23 октября под председательством Н. Б. Косаревой

Дата публикации: 29.10.2025

Заседание Комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое России прошло 23 октября 2025 г. под председательством Надежды Косаревой 

Члены и эксперты комиссии обсудили предложения по совершенствованию программы развития жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой, законопроект об общежитиях и пилотный проект по наемным домам. В мероприятии приняли участие заместитель директора Департамента жилищной политики Минстроя России Андрей Гужов, ответственный секретарь Общественного совета, помощник министра Светлана Кузьменко, представители ПАО ДОМ.РФ.

Надежда Косарева отметила, что практически единственным способом участия в жилищно-строительный кооператив (ЖСК) является вступление в ЖСК с государственной поддержкой в рамках программы АО "ДОМ.РФ" в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий". Членами ЖСК с господдержкой могут быть граждане ограниченных целевых категорий (из числа работников ФГУП и ФГУ, научных и образовательных организаций, оборонно-промышленного комплекса, отдельных категорий военнослужащих и сотрудников иных силовых ведомств, работников государственных корпораций-институтов развития, также целевой категорией являются граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей 3 и более детей) – в постановлении Правительства РФ от 04.06.2008 № 108 указано 12 категорий "Объемы строительства ЖСК в рамках программы незначительны: в период с 2012 года введено около 500 тыс. кв. метров общей площади жилых помещений, или в среднем менее 40 тыс. кв. метров в год. Это мало, следовательно, необходимы предложения по развитию проекта", - сказала руководитель комиссии.

Надежда Косарева озвучила ряд предложений. Она считает, что нужно установить принцип приоритетного участия в ЖСК с господдержкой граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ и не являющихся малоимущими, а также приоритетных региональных категорий граждан (дать право их определения субъектам РФ). Свести все нормы, устанавливающие перечни категорий граждан, имеющих право быть членами ЖСК с господдержкой, и требования к ним в едином нормативном правовом акте (постановление Правительства РФ от 04.06.2008 № 108).

Руководитель комиссии полагает, что пора создать условия и для долгосрочного кредитования ЖСК и членов ЖСК. Для этого предоставлять патронажному ЖСК земельный участок без торгов на праве аренды (по льготной ставке, условно "за 1 рубль"). Право аренды ЖСК на земельный участок и право собственности на жилое здание позволит предоставить ЖСК долгосрочный кредит на строительство. Предлагается среди прочего также установить, что утверждение правил формирования списков граждан, имеющих право на вступление в ЖСК с господдержкой и желающих реализовать такое право, и практическое формирование и ведение таких списков является не правом, а обязанностью субъекта РФ.

Представители ДОМ.РФ согласились, что этот механизм надо расширять и дорабатывать по ряду направлений. Заместитель директора Департамента по жилищной политике Минстроя России Андрей Гужов отметил, что ведомство готово присоединиться к обсуждению, чтобы продвинуться в этой теме. Предложено обратиться в Минстрой России с предложением об организации совещания, которое позволит выработать действенные меры.

Участники заседания рассмотрели отзыв на законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части формирования жилищного фонда для размещения работников предприятий), доработанный в том числе с учетом замечаний Комиссии в сфере жилищной политики. "Нами были направлены замечания в законопроект, многие из которых учтены. Теперь вторая редакция направлена нам на обсуждение. В целом я считаю, что закон надо поддержать, однако есть ряд моментов, которые следует обсудить", - сказала Надежда Косарева.

Она обратила внимание, что сейчас общежития могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, законопроект предусматривает возможность создания частных общежитий для размещения работников предприятий. Если допускается существование частных общежитий, то логично было бы предусмотреть в законопроекте возможность наличия таких общежитий не только у частных предприятий, но и у частных образовательных организаций, например, частных вузов, для временного проживания граждан в период учебы.

В настоящее время законопроектом предусмотрено, что "в жилых помещениях частного специализированного жилищного фонда допускается одновременное проживание нескольких нанимателей". Из этого следует, что по договору найма жилого помещения частного специализированного жилищного фонда могут быть предоставлены не только жилые помещения, но также и "койко-места". В законопроекте должны быть внесены необходимые изменения, учитывающие это обстоятельство.

Надежда Косарева озвучила еще ряд замечаний и предложений. Член комиссии Андрей Широков поддержал замечания, предложив направить их в Минстрой России и разработчикам законопроекта. Андрей Гужов согласился, что законопроект выглядит более проработанным, в целом заслуживает поддержки, но ряд моментов еще требуют обсуждения и доработки.

В рамках третьего вопроса члены комиссии были проинформированы о подготовке пилотного проекта по созданию наемных домов социального использования в трех дотационных регионах. Это инициативный проект депутата Госдумы Галины Хованской, который предполагается реализовать в Чувашской Республике, Челябинской и Ярославской областях. На реализацию требуется государственное финансирование. Предложение проработано, идет поиск возможности для его реализации.

По словам руководителя комиссии, задача пилотного проекта – продемонстрировать возможность и целесообразность строительства наемных домов социального использования (НДСИ) в целях предоставления квартир в некоммерческий наем, в том числе в дотационных регионах. Целевая группа нанимателей квартир в НДСИ – семьи, которые не относятся к малоимущим, но которым недоступно приобретение жилья с ипотекой под 10 %. Плата за наем рассчитывается исходя из необходимости окупаемости собственных средств инвестора за 20 лет при ставке дисконтирования на уровне ожидаемой инфляции 4 %. Плата за наем также включает затраты на эксплуатацию жилья, вывоз мусора, страхование имущества, услуги по управлению, налоговые платежи наймодателя (налог на доходы по УСН – 6 %). По расчетам Института экономики города, плата за наем по договору некоммерческого найма и коммунальные услуги за квартиры различной площади. может составить за 1-2-3-хкомнатные квартиры соответственно 18,6 тыс., 24 тыс. и 36 тыс. руб. в ценах 2028 г. (год, когда предполагается предоставление квартир внаем после завершения строительства НДСИ). Это примерно в три раза дешевле платежа по ипотеке под 10 % и оплаты жилищного-коммунальных услуг при приобретении аналогичной квартиры.

 

Официальный сайт Общественного совета при Минстрое России от 24 октября

Фото официальный сайт Общественного совета при Минстрое России

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть