В этом году Москва отметила День города 7 и 8 сентября. 877-й день рождения — дата не круглая, но столица России так стремительно развивается, что серьезные изменения в ее облике происходят буквально на глазах, и каждый год город становится немного иным
Фактически Москва стала гигантской лабораторией, происходящие в которой процессы "подсвечивают" те тенденции, которые вскоре реализуются и в других российских городах-миллионниках. О том, какие уроки можно извлечь из сценария столичного развития, и о том, какой Москва станет в будущем, "Стройгазете" рассказала президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева.
— Надежда Борисовна, на днях столица отпраздновала очередной день рождения. Как вы оцениваете развитие города с градостроительной точки зрения?
— В последние десятилетия в градостроительном отношении Москва изменилась кардинально. За последние 10 лет был реализован план по созданию совершенно иного, разветвленного транспортного каркаса города. Это и развитие метрополитена, причем не просто строительство новых станций, а формирование новой транспортной структуры через систему метро и скоростных диаметров, уже связанных с пригородными поездами, и автомобильные развязки, и расширение улично-дорожной сети… Транспортная система города стала абсолютно другой: теперь она обеспечивает мобильность населения мегаполиса, что существенно повысило доступность различных мест для работы и отдыха, центра города.
Второе изменение — выравнивание периферийной и центральной частей города в плане обеспеченности объектами социальной, досуговой инфраструктуры, местами приложения труда. В советское время градостроительная политика исходила из принципа монофункционального планирования: здесь вот район жилой, здесь промышленный, а здесь культурно-досуговый. И это как раз приводило к масштабным маятниковым миграциям по территории города.
Сейчас же градостроительная концепция совершенно иная: развивается многофункциональная застройка, и когда реализуются крупные градостроительные объекты, на территориях одновременно создаются и жилые места, и социально-досуговые объекты, и общественные пространства, и места приложения труда.
Это делается специально для того, чтобы людям не надо было ездить по всей территории города и в разных местах удовлетворять свои различные потребности. И такое выравнивание в обеспеченности — очень существенный момент, потому что он позволяет горожанам решать все вопросы в шаговой доступности.
— В Москве успешно реализуются проекты по комплексному развитию территорий (КРТ). Нуждаются ли федеральная и региональная законодательные базы, регулирующие эти вопросы, в дальнейшем совершенствовании?
— Москва в последние годы является общественным лидером по реализации проектов КРТ нежилой застройки. Напомню, что в Градостроительном кодексе в конце 2020 года было выделено четыре типа таких проектов. Первый — КРТ жилой застройки, когда на уже застроенной территории находятся неблагоустроенные или аварийные дома и ее надо обновить. Пока в столице таких проектов нет, потому что Москва при расселении морально и физически устаревших многоэтажек реализует собственную программу реновации.
Второй тип — это как раз КРТ нежилой застройки, когда на территории нет аварийных или ветхих домов, но есть нежилая застройка, и вот по этому направлению Москва лидер, так как взяла в оборот и поставила в фокус приложения сил территории заброшенных бывших промзон, где происходят не всегда понятные движения не самого прозрачного малого бизнеса и т. д. Такие территории как раз и обновляются через КРТ нежилой застройки.
В-третьих, в Москве есть в небольшом объеме КРТ-проекты незастроенных территорий. Наличествует и четвертый тип, который называется КРТ по инициативе правообладателя.
При этом в Градостроительном кодексе огромное число полномочий в сфере КРТ передано субъектам федерации. В этой части у Москвы очень много рычагов: она может сама подкорректировать и развить все то, что ей необходимо. Власти субъектов проверяют КРТ, что называется, опытным путем, и затем начинают понимать, что в принятых законах забыли и недосмотрели. В первые годы реализации законодательства всегда требуется его немного "докрутить" с учетом применения. Например, одна из тем — это кредитование таких проектов. Сейчас понятно, что не хватает возможностей по обеспечению финансами, и банки неохотно принимают в них участие. Много недочетов и в процедурных моментах. Поэтому, конечно, федеральное законодательство о проектах КРТ надо продолжать совершенствовать с учетом того, что происходит в жизни.
Но уже точно можно сказать, что в Москве при реализации новой градостроительной политики на обновляемой территории брошенных промзон в рамках проектов КРТ успешно создается новая многофункциональная среда.
— Нужно ли Москве оставаться крупнейшим промышленным центром страны? Где тот баланс, который должен быть соблюден при развитии разных сегментов городской экономики?
— В советские годы Москва была лидером промышленности, в городе даже были сталелитейные мощности, что несколько странно для столицы. Да, в крупных городах еще может присутствовать автомобилестроение, но размещение тяжелой промышленности — все-таки перебор. Если мы вспомним, то в 1990-е годы многие производства действительно стали из Москвы уходить, так как начала формироваться рыночная экономика, начался массированный завоз импортной продукции… В результате этого процесса как раз и появились брошенные промзоны, которые сегодня преобразуются в нормальную современную застройку.
Где-то лет 10 назад пришло осознание того, что Москве нужна своя обрабатывающая промышленность, в первую очередь, такая современная новая индустрия, которая отличается тремя базовыми признаками. Она, во-первых, не вредит экологии города, и предприятие такой промышленности может располагаться рядом с жилыми зданиями. Во-вторых, она использует новые современные технологии, то есть речь прежде всего идет о развитии микроэлектроники, фармацевтики и пр. Такая тенденция развития является общемировой. В-третьих, современные производственные технологии располагаются на территории городов, так как требуют высококвалифицированной рабочей силы, а такие работники хотят жить в комфортных условиях, где есть свободный доступ к самым разным услугам и развлечениям.
— Нет ли риска, что усиленная московская реиндустриализация опять приведет к тому, что в столице, как и в советские времена, будет в ущерб развитию других регионов сконцентрирована значительная часть отечественной экономики?
— Это уже есть: четверть всех инвестиций направляется в столицу. Но ведь Москва не может сама себя высечь, как унтер-офицерская вдова, а развитие других зон притяжения — это тема федерального уровня и других регионов. И как раз сейчас в этом отношении много делается: те же высокоскоростные магистрали позволяют людям работать в других местах, благодаря им Казань и Нижний Новгород становятся некоей альтернативой Москве.
— В последние годы население города прекратило рост. Тем не менее, в московской агломерации оно продолжает увеличиваться. Каково должно быть максимальное эффективное население Москвы и столичной агломерации?
— Население Москвы прекратило рост из-за ковида и ряда других проблем, являющихся, скорее, временными факторами. Последние несколько лет не показательны: это был локальный тренд, у него были свои причины. Как только все более-менее устаканится, рост населения города может возобновиться, а Новая Москва — действительно, территория, где активно идет застройка и есть существенный рост населения. Если раньше на территории Новой Москвы были в основном односемейные дома, то сегодня там много строится многоквартирного жилья и плотность застройки растет. Плюс в связи с тем, что там жилье дешевле, туда больше переселяется людей из других регионов — это тоже будет действовать как долгосрочный фактор и стимулировать рост населения.
— То есть какой-то предельной цифры заселения города не существует, и спрогнозировать дефинитивный и экономически целесообразный рост числа жителей невозможно?
— Московская агломерация скоро придет в Калужскую область. Этому в том числе способствует развитие высокоскоростного транспорта, когда уже многие ездят работать в Москву из Дубны и других не самых близких подмосковных городов. Связанное высокоскоростным трафиком пространство становится территориально гораздо шире, чем сама Москва. Люди даже в школу детей иногда возят на очень дальние расстояния, потому что сейчас это стало возможно.
Вообще считается, что предел границы агломерации — это транспортная доступность, когда дорога в один конец занимает не более 1,5-2 часов. Но судя по тенденциям развития высокоскоростных возможностей передвижения, в будущем границы московской агломерации могут сдвинуться гораздо дальше.
Плюс идет повышение плотности застройки. Продолжается активное строительство в бывших промзонах — это также даст прибавку численности населения. В целом, как показывает мировой опыт, агломерационное развитие имеет потенциал расширения на много лет вперед. Москве еще есть куда расти, и поэтому сказать, на какой цифре увеличение населения остановится, пока невозможно.
— И последний вопрос: как будет меняться наш город и какой вы хотите видеть Москву через 10-20 лет?
— Мне кажется, что как раз через 10-20 лет на территории Москвы будут по большей части завершены процессы обновления городской среды, ликвидированы все заброшенные бывшие промзоны, которые заполнятся новой современной полифункциональной застройкой. К 2032 году закончится реализация программы реновации, и в Москве не останется морально устаревших пятиэтажек. Благодаря развитию транспортной системы территория московской агломерации расширится еще больше.
И мне очень бы хотелось, чтобы при таком агломерационном расширении периферийная зона все-таки была застроена односемейными домами или по крайней мере таунхаусами, или, как они называются в нашем законодательстве, домами блокированной застройки, чтобы плотность застройки от центра к периферии города снижалась, причем достаточно плавно. Это в том числе желательно в связи с тем, что в последние 10 лет доля строящегося по стране индивидуального жилья постоянно растет. Даже когда еще не было льготной ипотеки, эта доля росла быстрыми темпами, что говорило о потребности людей жить в собственных домах. Мне кажется, что надо удовлетворять такой спрос, но для этого надо не просто устанавливать градостроительными регламентами какие-либо ограничения на этажность и плотность застройки на периферии, а увеличивать ее транспортную доступность и создавать в этих местах социальные объекты и благоустраивать среду — чтобы в этих зонах были не просто дачи, используемые по субботам-воскресеньям или летом, а имелись дома постоянного проживания, такие же комфортные и доступные, как и дома многоквартирной застройки.
Но пока на периферии в основном строятся огромные МКД. Ясно, почему так происходит: такое жилье дешевле и доступнее, а людям доступное жилье нужно в первую очередь.