Вы здесь

Минстрой выбрал вектор реформы системы управления МКД. Н. Б. Косарева о направлении, которое объединит лучшие варианты

Дата публикации: 14.12.2024

Недавно Комитет Госдумы РФ по строительству и ЖКХ рекомендовал Минстрою России подготовить предложения по совершенствованию правил допуска управляющих компаний (УК) на рынок. В своих разъяснениях депутаты указывают, что в первую очередь следует доработать перечни обязательных и добровольных требований к УК

Необходимость в таких уточнениях возникла после того, как чуть ранее Минстрой России высказался в пользу сохранения и совершенствования действующей системы лицензирования УК в качестве основного и единственного из трех предложенных вариантов развития рынка управления многоквартирными домами (МКД).

Два других варианта условно назывались "прогрессивный" и "альтернативный", и если первый сводился к развитию системы саморегулирования и переходу на нее всех УК, то второй фактически предусматривал свертывание рыночных отношений и передачу рынка управления МКД в ведение государственных региональных операторов. Правда, циркулировали и предложения о том, чтобы объединить имеющиеся наработки в гипотетическом "общем" сценарии. Эта позиция, в частности, озвучивалась президентом Фонда "Институт экономики города" Надеждой Косаревой. "А, может, есть и четвертое направление, которое объединит в себе лучшее из предложенных вариантов?" — риторически обратилась она к залу во время выступления в октябре на VI Всероссийском форуме в сфере ЖКХ.

Впрочем, пора сомнений и дискуссий осталось позади, и далее, с подачи Минстроя России, рынок управления МКД будет развиваться по действующему в течение всех последних лет "консервативному" сценарию. "Действующая система лицензирования на сегодняшний день является наиболее эффективным механизмом в сфере регулирования вопросов управления жилфондом", — обосновали в министерстве свое решение. Поддержали его и во многих регионах.

Теперь дело за тем, чтобы провести "работу над ошибками" и подчистить явные недочеты действующей системы лицензирования, которые снижают качество управления МКД.

В этих целях в первую очередь предстоит внести ряд изменений в Жилищный кодекс, которые ужесточат лицензионные требования к УК. Причем предстоит сформулировать поправки таким образом, чтобы они не ухудшили условия работы на рынке для добросовестных компаний, а затруднили работу на нем тем УК, которые нацелены на максимизацию прибыли в ущерб интересам жителей и техническому состоянию МКД.

Также стоит определиться, как быть с аварийными домами, которыми не считают возможным заниматься УК. Согласно актуальной статистике, из 930 тыс. домов, сведения о состоянии которых размещены в ГИС ЖКХ, 6,45% признаны аварийными. Давать такие МКД в нагрузку к относительно приличному жилфонду — явно не выход. Поэтому, возможно, пути решения проблемы "аварийки" стоит искать в русле передачи ее под опеку своего рода "гарантирующим" УК, за которыми будет стоять государство.

Но главное — разработка стандартов требований к деятельности УК и к квалификации их менеджмента. Причем предстоит прописать эти правила без излишнего крена в ужесточение и запретительство, способных сократить количество участников рынка управления МКД.

"Развитие рынка управления МКД без внедрения эффективных механизмов досудебного обжалования решений ГЖИ негативно повлияет на конкуренцию и качество предоставляемых услуг", — считает заместитель коммерческого директора компании Doma.ai Олеся Лещенко.

Елена Шерешовец, глава Экспертного совета Ассоциации "Р1": "Универсальным инструментом развития рынка управления МКД остается лицензирование. Теперь его нужно доводить до совершенства".

 

"Строительная газета" от 28 ноября

Фото "Строительная газета"/ Shutterstock/ FOTODOM

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть