Доклад ВЦИОМ подтвердил серьезный отток населения из небольших населенных пунктов по всей России
Аналитики ВЦИОМ опубликовали доклад о состоянии малых городов. Ситуация в большинстве таких населенных пунктов пока не радужна: сотни малых и моногородов России со временем могут исчезнуть с карты из-за активного оттока населения, говорится в документе. Как можно бороться с проблемой, аналитики рассказали на примере Ржева Тверской области, подчеркнув, однако, что "все несчастные города несчастны по-своему".
О чем говорится в докладе
Доклад посвящен малым и средним городам. В малых живут до 50 тыс. человек, их более 800 по всей стране. В средних живут до 100 тыс. человек, и их более 150. В наибольшей опасности, как отмечают в докладе, именно средние, потому что их изначальный потенциал был рассчитан "не только на то, что местное население будет здесь счастливо жить, но и на то, что агломерация станет локальным центром притяжения молодых людей из более маленьких городов и сельских поселений". Но теперь "сами "большие" малые города нуждаются в возрождении".
"Сотни малых и моногородов России со временем могут исчезнуть с карты России из-за активного оттока населения. Молодые люди уезжают из города, старшее поколение — неизбежно убывает, новые жители не приезжают, общее число домохозяйств из года в год сокращается", — говорится в докладе.
Единой причины у этого нет, даже заработок людей в малых городах — это важное, но не главное. В докладе приходят к выводу, что "подавляющая" атмосфера в небольшом городе складывается из нескольких факторов: недостаточной инфраструктуры, ограниченных карьерных и образовательных возможностей, отсутствия смыслов.
"Лучшее будущее небольшого города начинается с архитектуры социальных изменений. В ее основе — фигура главного актора перемен на территории: кто в наибольшей степени заинтересован в переменах, кто готов взять на себя ответственность за территорию и пройти долгий и непростой путь?" — отмечают аналитики ВЦИОМ.
Такими акторами могут быть и мэр, и корпорация, и федеральные власти, и сообщество местных жителей, нацеленных на развитие города. Именно они могут "строить новую идентичность города или расширять и дополнять уже существующую", выстраивать новые точки притяжения, развивать событийность, туризм, промышленность и так далее.
Для анализа эксперты "ВЦИОМ-Консалтинг" выбрали город Ржев. Сейчас это формально средний город с населением чуть больше 52 тыс. жителей, хотя в 1992 было более 70 тыс. Во время Великой Отечественной войны он был разрушен, поэтому раньше других малых и моногородов прошел путь смены траектории — ему просто пришлось начать жизнь с чистого листа.
Действительно ли малые города вымирают
Генеральный директор Фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов отмечает, что интерпретировать доклад как свидетельствующий об угрозе "исчезновения малых городов" не совсем верно. Речь идет скорее о потере средними городами своего потенциала межрегиональных центров и превращения в "обычные" малые города с населением менее 50 тыс. жителей.
— Собственно малые города в период между последними переписями населения в 2010 и 2021 годах потеряли около 6% своего населения, или около 1 млн человек. При этом в каждом пятом малом городе население выросло, да и целый ряд городов, потерявших население, никак нельзя отнести к депрессивным. Понятие "вымирание" может быть применимо лишь к очень небольшому количеству малых городов, — заметил собеседник "Известий".
По его словам, процент развивающихся малых городов не такой уж небольшой, они обычно локализованы на определенных территориях: в границах крупных агломераций, на приморских территориях и т. д.
Кто спасает города
Позитивные изменения возможны, уверены эксперты. Для этого у малого города должен появиться тот, кто возьмет на себя ответственность за его будущее. Это не обязательно человек. Аналитики ВЦИОМ выделяют четыре модели социальных изменений.
Первая — "территория присутствия", когда ответственность за судьбу города берет на себя крупное предприятие. Таких примеров много: Когалым, в котором большую роль играет "Лукойл", Тобольск, который развивается при участии "Сибура", и т. д.
Вторая — "современный кластер". В этой ситуации в судьбу города вмешивается федеральная власть или ведомства, которые отвечают за реализацию характерного для города профиля.
Третья модель — "человек-локомотив", когда своим развитием малый город во многом обязан активному человеку, чаще — мэру.
Четвертая — "гражданская инициатива", когда город ведет вперед сообщество неравнодушных граждан.
Александр Пузанов отмечает, что все модели могут сработать при тех или иных условиях. Но всегда важно, чтобы местные сообщества и элиты не были пассивными потребителями приходящих извне инициатив и ресурсов.

