На протяжении 1998-2001 гг. темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения были существенно ниже темпов инфляции, что приводило к возникновению эффекта "отложенной инфляции". Такая ситуация продолжалась до конца 2004 г. Лишь в начале 2005 г. темпы роста тарифов и индекса потребительских цен (ИПЦ) (нарастающим итогом по сравнению с 1997 г.) сравнялись. Удержание тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения привело к возникновению значительных убытков предприятий ЖКХ
В начале 90-х годов население оплачивало лишь около 4% стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг. С тех пор оплата значительно возросла, и по итогам I квартала 2005 г. население оплачивало около 85% стоимости потребленных услуг. А как же оставшиеся 15% стоимости ЖКУ? Недоплата населения компенсируется за счет двух источников: бюджетных дотаций (более 80 млрд руб. по итогам 2004 г.) и перекрестного субсидирования, т. е. переплаты коммерческих потребителей коммунальных ресурсов за население (более 130 млрд руб. по итогам 2004 г.).
Однако в дальнейшем ожидается рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Причины, по которым это происходит, можно разделить на две группы.
Внутренние факторы роста тарифов: необходимость ликвидации перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Только для того чтобы обеспечить соответствие темпам роста индекса потребительских цен, тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны быть увеличены к 2010 г. в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2004 г.
Вследствие влияния внешних для жилищно-коммунального хозяйства факторов тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны возрасти к 2010 г. в 1,8-2,0 раза по сравнению с уровнем 2004 г.
Теперь рассмотрим внутренние факторы роста тарифов.
Как влияет перекрестное субсидирование на расходы населения по оплате ЖКУ? Для 84% населения выгода от перекрестного субсидирования или отсутствует, или не превышает 5% от их официальных доходов. Для более чем четверти населения России расходы на жилищно-коммунальные услуги составляют около 1% от официальных доходов, поэтому ликвидация перекрестного субсидирования лишь незначительно увеличит эту долю. Расходы на жилищно-коммунальные услуги наименее обеспеченных граждан (около 8% населения)после отмены перекрестного субсидирования не изменятся.
Изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения может быть проведено несколькими путями:
- рост в пределах индекса потребительских цен;
- сохранение неизменным существующего уровня оплаты; доведение до уровня экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) (ограничение - рост тарифов не должен превысить 30% по сравнению с уровнем тарифов прошлого года);
- одномоментное приведение тарифов для населения к уровню экономически обоснованного тарифа (ограничения на темпы роста тарифов отсутствуют).
Рассмотрим, как повлияют на расходы населения изменения тарифов. При ограничении темпов роста тарифов для населения темпами роста индекса потребительских цен население в 2010 г. будет оплачивать немногим более половины стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг (возвращение на уровень 2001 г.). Ликвидация в 2006 г. перекрестного субсидирования повысит долю расходов на жилищно-коммунальные услуги в доходах граждан в целом по России с 5,5 до 6,7%. К 2010 г. за счет более высоких темпов роста реальных доходов населения по сравнению с темпами роста тарифов доля расходов на жилищно-коммунальные услуги сократится до уровня 2005 г..
Теперь рассмотрим, как повлияет изменение тарифов на расходы коммерческих потребителей коммунальных ресурсов. Привязка темпа роста тарифов для населения к инфляции будет иметь следствием к 2010 г. рост расходов коммерческих потребителей на перекрестное субсидирование населения в 1,8 раза по сравнению с 2004 г. Сохранение существующего уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг повлечет за собой рост к 2010 г. расходов коммерческих потребителей на перекрестное субсидирование населения в 1,25 раза по сравнению с 2004 г. "Умеренный сценарий" соответствует 10-кратному сокращению объемов перекрестного субсидирования, а одномоментная (в начале года) ликвидация - решению проблемы перекрестного субсидирования в 2006 г.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения был вызван объективными причинами:
- ростом расходов предприятий ЖКХ на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- повышением уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением.
Эти же причины предопределяют необходимость дальнейшего роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Существуют четыре основных варианта изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения:
- ограничение темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения темпами роста индекса потребительских цен;
- сохранение существующего уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением;
- постепенное приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения к уровню экономически обоснованного тарифа;
- одномоментное приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения к уровню экономически обоснованного тарифа.
Если рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения будет ограничен темпами роста инфляции, на долю субсидирования населения будет приходиться до половины расходов коммерческих потребителей на оплату коммунальных ресурсов.
Оптимальный сценарий изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения -приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги к уровню экономически обоснованного тарифа с соблюдением ограничения прироста тарифов не более 30% по отношению к предыдущему году.