Вы здесь

Причины роста тарифов на ЖКУ

На протяжении 1998-2001 гг. темпы роста тарифов на жилищно-ком­мунальные услуги для населения были существенно ниже темпов инфляции, что приводило к воз­никновению эффекта "отложенной инфляции". Такая ситуа­ция продолжалась до конца 2004 г. Лишь в начале 2005 г. темпы роста тарифов и индекса потребительских цен (ИПЦ) (нарастающим итогом по сравнению с 1997 г.) сравнялись. Удержание тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения привело к возникновению значи­тельных убытков предприятий ЖКХ

В начале 90-х годов население оплачивало лишь около 4% стои­мости потребленных жилищно-ком­мунальных услуг. С тех пор оплата значительно возросла, и по итогам I квартала 2005 г. население оплачи­вало около 85% стоимости потреб­ленных услуг. А как же оставшиеся 15% стоимости ЖКУ? Недоплата на­селения компенсируется за счет двух источников: бюджетных дотаций (более 80 млрд руб. по итогам 2004 г.) и перекрестного субсидирования, т. е. переплаты коммерческих потре­бителей коммунальных ресурсов за население (более 130 млрд руб. по итогам 2004 г.).

Однако в дальнейшем ожида­ется рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Причины, по которым это происходит, можно разделить на две группы.

Внутренние факторы роста та­рифов: необходимость ликвидации перекрестного субсидирования в жилищно-коммунальном хо­зяйстве.

Только для того чтобы обеспе­чить соответствие темпам роста ин­декса потребительских цен, тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны быть увеличены к 2010 г. в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2004 г.

Вследствие влияния внешних для жилищно-коммунального хо­зяйства факторов тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны возрасти к 2010 г. в 1,8-2,0 раза по сравнению с уровнем 2004 г.

Теперь рассмотрим внутренние факторы роста тарифов.

Как влияет перекрестное субсидирование на расходы на­селения по оплате ЖКУ? Для 84% населения выгода от перекрест­ного субсидирования или отсут­ствует, или не превышает 5% от их официальных доходов. Для более чем четверти населения России расходы на жилищно-коммуналь­ные услуги составляют около 1% от официальных доходов, поэтому ликвидация перекрестного суб­сидирования лишь незначительно увеличит эту долю. Расходы на жилищно-коммунальные услуги наименее обеспеченных граждан (около 8% населения)после отмены перекрестного субсидирования не изменятся.

Изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения может быть проведено несколькими путями:

  • рост в пределах индекса потре­бительских цен;
  • сохранение неизменным сущест­вующего уровня оплаты; доведение до уровня экономи­чески обоснованного тарифа (ЭОТ) (ограничение - рост тари­фов не должен превысить 30% по сравнению с уровнем тарифов прошлого года);
  • одномоментное приведение та­рифов для населения к уровню экономически обоснованного тарифа (ограничения на темпы роста тарифов отсутствуют).

Рассмотрим, как повлияют на расходы населения изменения тарифов. При ограничении тем­пов роста тарифов для населения темпами роста индекса потреби­тельских цен население в 2010 г. будет оплачивать немногим более половины стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг (возвращение на уровень 2001 г.). Ликвидация в 2006 г. перекрестного субсидирования повысит долю рас­ходов на жилищно-коммунальные услуги в доходах граждан в целом по России с 5,5 до 6,7%. К 2010 г. за счет более высоких темпов роста реальных доходов населения по сравнению с темпами роста тари­фов доля расходов на жилищно-коммунальные услуги сократится до уровня 2005 г..

Теперь рассмотрим, как по­влияет изменение тарифов на рас­ходы коммерческих потребителей коммунальных ресурсов. Привязка темпа роста тарифов для населения к инфляции будет иметь следствием к 2010 г. рост расходов коммерче­ских потребителей на перекрест­ное субсидирование населения в 1,8 раза по сравнению с 2004 г. Сохранение существующего уровня оплаты населением жилищно-комму­нальных услуг повлечет за собой рост к 2010 г. расходов коммерческих потребителей на перекрестное суб­сидирование населения в 1,25 ра­за по сравнению с 2004 г. "Уме­ренный сценарий" соответствует 10-кратному сокращению объемов перекрестного субсидирования, а одномоментная (в начале года) ликвидация - решению проблемы перекрестного субсидирования в 2006 г.

На основании изложенного мож­но сделать следующие выводы.

Рост тарифов на жилищно-ком­мунальные услуги для населения был вызван объективными причи­нами:

  • ростом расходов предприятий ЖКХ на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • повышением уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением.

Эти же причины предопределяют необходимость дальнейшего роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.

Существуют четыре основных варианта изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения:

  1. ограничение темпов роста тари­фов на жилищно-коммунальные услуги для населения темпами роста индекса потребительских цен;
  2. сохранение существующего уровня оплаты жилищно-комму­нальных услуг населением;
  3. постепенное приведение тари­фов на жилищно-коммунальные услуги для населения к уровню  экономически обоснованного тарифа;
  4. одномоментное приведение тарифов на жилищно-коммуналь­ные услуги для населения к уров­ню экономически обоснованного тарифа.

Если рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения будет ограничен темпами роста инфляции, на долю субсидирования населения будет приходиться до половины расходов коммерческих потребителей на оплату коммуналь­ных ресурсов.

Оптимальный сценарий изме­нения тарифов на жилищно-ком­мунальные услуги для населения -приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги к уровню эко­номически обоснованного тарифа с соблюдением ограничения при­роста тарифов не более 30% по отношению к предыдущему году.

Структурное направление: 

Закрыть