Последние два-три года проблема административных барьеров в строительстве привлекла внимание со стороны Правительства РФ. Было принято распоряжение 982-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности. В прошлом году НОСТРОЙ и Фонд «Институт экономики города» провели всероссийский мониторинг административных барьеров в строительстве жилья, проанализировали эффективность этого плана, и оказалось, что реального воздействия на рынок он не произвел».
Для определения степени забюрократизированности тех или иных городов был специально придуман термин «нормативный город» — место, где сроки и стоимость согласования проектов соответствуют только федеральному законодательству. Анализ был проведен на основании результатов анкетирования в 43 российских городах, включая Петербург. Данные мониторинга по Москве при обобщении информации не использовались, так как в период наблюдения в столичное законодательство были внесены существенные изменения, отразившиеся в сокращении количества барьеров. Уровень административных барьеров оценивался в исследовании на основании трех основных показателей — количества процедур, их сроков и стоимости. Эти параметры рассматривались на пяти этапах строительства — землеустроительной и градостроительной подготовки, проектирования, строительства объекта, ввода его в эксплуатацию и регистрации прав на недвижимость.
По результатам исследования оказалось, что общий показатель административных барьеров в жилищном строительстве (для варианта получения земельных участков на аукционе) таков: застройщику нужно пройти 98 процедур, затратить на это 946 дней и 25 млн рублей. При этом в общей стоимости около 80% составляют различные расходы на подключение к сетям инженерной инфраструктуры. Если участок получен не на аукционе и для строительства необходимо изменить вид его использования, то к 98 процедурам добавятся шесть и еще три месяца согласований. Одним из проблемных этапов развития проекта оказались само строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В среднем — 34 и 35 процедур на каждый этап соответственно.
Большинство из выявленных процедур (более 60%) не предусмотрены федеральным законодательством и относятся к региональному или муниципальному нормотворчеству. Среди таких процедур есть те, которые применяются во всех городах (процедуры получения ордера на производство земляных работ, проведения технической инвентаризации построенного объекта), а также редкие процедуры, встречающиеся в отдельных городах (процедуры согласования земляных работ в органе охраны природы, согласования земляных работ в органе пожарного надзора, получения заключения тепловизионного контроля, получения акта на изоляцию фланца, получения заключения по электрохимзащите, получения акта приемки пожарных гидрантов и т.д.). Из 17 обследованных городов минимальное количество процедур (50) выявлено в Кирове и Благовещенске, а максимальное (110) в Челябинске и Волгограде. Следует отметить существенное отличие между городами РФ не только в количестве процедур, но также в их стоимости и сроках прохождения.
Наш мониторинг показал, что уровень административной нагрузки на стройотрасль крайне высокий. При этом отмечу, что в исследовании не учитывались коррупционные платежи, а лишь официальные данные. Застройщики в регионах не активно шли на раскрытие информации, что еще лишний раз свидетельствует о том, что у них есть неформальные связи с муниципалитетами, которые они предпочитают не афишировать. Таким образом, можно считать, что это недооцененные административные барьеры. По итогам исследования вице-премьер России Дмитрий Козак дал поручение губернаторам принять исчерпывающие меры к устранению избыточных административных барьеров в сфере строительства. Но пока результаты нам не известны».
Журнал «Вестник», №4 за 2012 год