
В материале представлены расчеты последствий введения поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам, сделанные на базе данных Министерства финансов Российской Федерации об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за 12 месяцев 2002 года и других материалов, размещенных на сайте Минфина России в Интернете (www.minfin.ru/ispSub/2002/09/Mes0.html).
В Таблице 1 представлен расчет налоговых доходов местных бюджетов в соответствии с предлагаемыми изменениями в Бюджетный и Налоговый кодексы в условиях 2002 года (ретроспективный расчет).
К Таблице 1 необходимо сделать следующие пояснения.
1. Данные за 2003 и 2005 годы взяты из доклада Минфина России "Основные принципы политики в сфере разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", размещенном на сайте Минфина России.
2. Анализ данных за 2003 и 2005 годы показывает, что Минфин России в своих расчетах использует модифицированные показатели доходов и расходов местных бюджетов. По информации экспертов эти показатели увеличены на гипотетические объемы местных бюджетов в городах Москва и Санкт-Петербург, при условии выполнения ими всех функций местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами. Поэтому, для того, что бы привести объем уменьшения расходных обязательств местных бюджетов в условиях 2002 года, приведенный в докладе Минфина в условиях 2003 года, необходимо этот показатель скорректировать на темпы инфляции и объем изменений Минфином России отчетных показателей. В результате приведенная в докладе цифра в 235,2 млрд.руб в условиях 2003 года эквивалентна 166,2 млрд.руб в условиях 2002 года.
3. Объем сокращения расходных обязательств местных бюджетов равен объему увеличения субвенций при расчете доходов при новой системе налогообложения и изменении расходных обязательств.
Таблица 1.
Доходы и расходы местных бюджетов в 2002 году
| 
 
  | 
 2002 (отчет)  | 
 2002 (при новой системе налогообложения)  | 
 2003  | 
 2005  | 
| 
 Доходы  | 
 707,8  | 
 680,2  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Налоговые доходы, в т.ч.  | 
 379,4  | 
 185,2 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Налог на доходы физ. лиц  | 
 
  | 
 136,5  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Единый налог при упрощенной системе  | 
 
  | 
 2,2  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Единый налог для определенных видов деятельности  | 
 
  | 
 18,7  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Единый сельскохозяйственный налог  | 
 
  | 
 0,2  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Налог на имущество физ.лиц.  | 
 
  | 
 1,8  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Земельный налог  | 
 
  | 
 24,7  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Налог на рекламу  | 
 
  | 
 1,1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Финансовая помощь, в т.ч.  | 
 283,8  | 
 450,0  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Субвенции  | 
 64,3  | 
 230,5  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Субсидии  | 
 25,8  | 
 25,8  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Дотации  | 
 72,3  | 
 72,3  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Дотации на выравнивание  | 
 96,4  | 
 96,4  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Средства по взаимным расчетам  | 
 24,9  | 
 24,9  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Неналоговые доходы  | 
 44,6  | 
 44,6  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Расходы  | 
 728,3  | 
 728,3  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Дефицит  | 
 20,5  | 
 48,1  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Установленные расходныеобязательства  | 
 
  | 
 
  | 
 1412,1  | 
 
  | 
| 
 Расходные обязательства в текущих условиях  | 
 
  | 
 
  | 
 1059,9  | 
 1217,2  | 
| 
 Собственные расходные обязательства в новых условиях  | 
 
  | 
 
  | 
 824,7  | 
 904,4  | 
| 
 Уменьшение собственных расходных обязательств местных бюджетов  | 
 
  | 
 166,2  | 
 235,2  | 
 312,8  | 
В Таблице 2 представлены вариантные расчеты последствий, предлагаемых изменений в Бюджетном и Налоговом кодексах, приведенные к условиям 2002 года.
Исходный вариант соответствует отчетным данным об исполнении местных бюджетов за 2002 год. Объем госполномочий в данном варианте определен экспертно.
В I варианте моделируется ситуация принятия поправок к Налоговому и Бюджетному кодексам в условиях 2002 года. Отметим, что сокращение налоговых доходов в первом варианте несколько превышает уменьшение собственных расходных полномочий муниципалитетов, и, соответственно, объем увеличения субвенций на исполнение государственных полномочий. Вследствие этого, доходы местных бюджетов в первом варианте сокращаются на 27,6 млрд. руб., и на эту же сумму увеличивается бюджетный дефицит. Объем бюджетного дефицита в первом варианте начинает превышать ограничения, предусмотренные Бюджетным Кодексом (статья 92). Это происходит также из-за резкого сокращения доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Во втором варианте предполагается, что органы местного самоуправления получат средства на исполнение государственных полномочий в полном объеме. Объем недофинансирования определялся на основе данных из доклада Минфина на 2003 год, скорректированных на темп инфляции. Во втором варианте бюджетный дефицит также превышает ограничения, предусмотренные Бюджетным Кодексом.
Таблица 2
Сценарный расчет последствий принятия поправок к Бюджетному кодексу.
(по данным 2002 г., млрд.руб)
| 
 
  | 
 Исходный  | 
 I вариант  | 
 II вариант  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Расходы всего, в т.ч.  | 
 728,3  | 
 728,3  | 
 977,1  | 
| 
 Госполномочия(расчет), в т.ч.  | 
 78,6  | 
 2 44,8  | 
 493,6  | 
| 
 Собственные полномочия  | 
 649,7  | 
 483,5  | 
 483,5  | 
| 
 Доходы всего, в т.ч.  | 
 707,8  | 
 680,2  | 
 929,0  | 
| 
 Налоговые доходы, в т.ч.  | 
 379,0  | 
 185,2  | 
 185,2  | 
| 
 Регулирующие доходы  | 
 248,1  | 
 54,6  | 
 54,6  | 
| 
 Местные и закрепленные налоговые доходы  | 
 130,9  | 
 130,6  | 
 130,6  | 
| 
 Безвозмездные перечисления, в т.ч.  | 
 283,8  | 
 450,0  | 
 594,5  | 
| 
 Дотации  | 
 72,3  | 
 72,3  | 
 72,3  | 
| 
 Субвенции на осуществление государственных полномочий  | 
 64,3  | 
 230,5  | 
 493,6  | 
| 
 Средства по взаимным расчетам  | 
 24,9  | 
 24,9  | 
 10,6  | 
| 
 Дотации на выравнивание  | 
 96,4  | 
 96,4  | 
 96,4  | 
| 
 Субсидии  | 
 25,8  | 
 25,8  | 
 25,8  | 
| 
 Неналоговые доходы  | 
 45,0  | 
 45,0  | 
 45,0  | 
| 
 Дефицит  | 
 20,5  | 
 48,1  | 
 48,1  | 
В Таблице 3 приведен ряд аналитических показателей, рассчитанных на основе Таблицы 2.
Таблица 3
Аналитические показатели (%)
| 
 
  | 
 Исходный вариант  | 
 I вариант  | 
 II вариант  | 
| 
 Доля госполномочий в расходах  | 
 10,8  | 
 33,6  | 
 50,5  | 
| 
 Доля собственных расходов  | 
 89,2  | 
 66,4  | 
 49,5  | 
| 
 Собственные расходы  | 
 100,0  | 
 74,4  | 
 74,4  | 
| 
 Доля собственных доходов в доходах всего (все доходы без субвенций)  | 
 90,1  | 
 66,2  | 
 46,9  | 
| 
 Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах всего  | 
 59,9  | 
 33,8  | 
 24,8  | 
| 
 Доля местных и закрепленных налоговых доходов и неналоговых доходов в доходах всего  | 
 24,9  | 
 25,8  | 
 18,9  | 
| 
 Доля субвенций в доходах  | 
 9,1  | 
 33,8  | 
 53,1  | 
| 
 Доходы (в % к исходному варианту)  | 
 100,0  | 
 96,1  | 
 131,2  | 
