Вы здесь

Демонстрационные проекты по направлению "Социальная политика"

Демонстрационные проекты были реализованы в рамках проекта Эффективная социальная политика - год 1,2

Перевод муниципальных учреждений социального обслуживания на контрактную основу

Городецкий район Нижегородской области

Цель проекта

  • Повышение результативности и эффективности социального обслуживания за счет перехода от принципа содержания поставщика социальных услуг к принципу покупки услуг.

Задачи проекта

  • Внедрение и отработка механизма создания технических заданий на социальное обслуживание, включая его стоимость и ожидаемые результаты.
  • Повышение ответственности муниципальных учреждений социального обслуживания за счет внедрения контрактных отношений.
  • Внедрение и отработка механизма мониторинга социального обслуживания со стороны заказчика (органа социальной защиты населения).
  • Разработка и апробация механизмов мотивации монопольных муниципальных учреждений социального обслуживания к повышению результативности социального обслуживания и соблюдению контрактных обязательств.
  • Выявление препятствий перевода учреждений на контрактную основу и путей их преодоления.
  • Создание основы для внедрения и развития конкурсного размещения заказа на социальное обслуживание за счет формирования конкретных заказов на социальное обслуживание, которые в дальнейшем могут быть размещены среди альтернативных поставщиков социальных услуг.

Мероприятия проекта

Мероприятие

Статус, время выполнения

Разработка технических заданий на реализацию программ надомного обслуживания (Муниципальный центр социальной помощи населению) и социальной реабилитации детей группы риска (Муниципальный центр помощи семье и детям)

Выполнено, 11/2002 г.

Разработка и подписание контрактов на реализацию программ

Выполнено, 12/2002 г.

Разработка плана, инструкций и инструментов по проведению мониторинга реализации программ со стороны заказчика – Управления по труду и социальной защите населения Городецкого района

Выполнено, 01/2003 г.

Сопровождение проведения заказчиком мониторинга, внесение изменений/улучшений в систему мониторинга

Выполнено, 02-12/2003 г.

Проведение оценки выполнения проекта, подготовка отчета и рекомендаций по внедрению и развитию технологии

 

Завершено, 12/2003 г.

Благодаря реализации проекта в практике работы органов социальной защиты Городецкого района впервые произошло следующее:

1.   Управление социальной защиты получило полное и четкое представление о том, какой конкретной работой должны заниматься подведомственные ему учреждения социального обслуживания, и ощутило себя в роли полноценного заказчика, способного реально управлять деятельностью учреждений и эффективно ориентировать их на осуществление той деятельности, которую управление социальной защиты считает необходимой в соответствии с приоритетами социальной политики районной администрации.

2.   Муниципальные учреждения социального обслуживания стали выполнять конкретный заказ на оказание социальных услуг, выданный им управлением социальной защиты, и почувствовали, что к их работе стали предъявляться определенные конкретные требования.

3.   Помимо соблюдения качественно-количественных параметров услуг, исполнителям заказа было вменено в обязанность:

3.1.  стремиться к достижению конкретных результатов услуг (положительные изменения у клиентов программы социально-психологической реабилитации детей группы риска и удовлетворение клиентов оказанными услугами в надомном обслуживании);

3.2.  соблюдать необходимые условия их оказания (например, информирование клиентов в письменном виде обо всех услугах, на получение которых они имеют право).

4.   Благодаря проведенному мониторингу выполнения заказа управление социальной защиты стало располагать полной и четкой информацией о качестве и результативности работы подведомственных учреждений социального обслуживания.

5.   Появился и стал системно работать прямой информационный канал получения жалоб и предложений касательно оказания услуг между клиентской группой и заказчиком услуг – районным управлением социальной защиты.

Кроме того, по мнению сотрудников управления социальной защиты и  руководителей муниципальных учреждений, выполнявших заказ, переход на данную технологию повысил дисциплинированность и ответственность сотрудников, позволил руководству учреждений структурировать свою собственную работу, повысил грамотность оформления рабочих документов (личные дела клиентов и т.д.), что не могло не сказаться на повышении качества услуг для самих клиентов.

Административная реформа системы социальной защиты на местном уровне: предоставление социальной помощи по принципу "одно окно"

Модель "одно окно" успешно внедрена в Перми, Красноармейске (Московская обл.), Биробиджане, Городце и Арзамасе (Нижегородская обл.).

В этих городах была проведена местная административная реформа, в результате которой значительно упростилась организация социального обслуживания населения, сократились бюджетные расходы.  Теперь за всеми видами социальной помощи граждане могут обращаться к одному социальному работнику по месту жительства, заполнив единую форму и предоставив один комплект документов для подтверждения своих прав на получение помощи. 

Модель впервые была внедрена в Арзамасе. В результате социальная помощь стала более доступной. Совокупные административные издержки в органах социальной защиты населения сократились на 32%.

В 2003 году Фонд ИЭГ издал методическое пособие по реализации модели "одно окно", с которым можно ознакомиться на нашем сайте в разделе "Публикации".

Конкурсное размещение муниципального социального заказа на социальное обслуживание

Технология направлена на повышение эффективности социального обслуживания и расширение партнерства местного самоуправления с некоммерческим сектором.  Реализация технологии предполагает разработку четких конкурсных процедур.  Особенностью технологии является переход от сметного финансирования учреждений социального обслуживания к внедрению конкурсного механизма, расширяющего круг участников, оказывающих социальные услуги, в том числе за счет прихода на этот рынок некоммерческих организаций.  Возможно конкурсное размещение социального заказа на дополнительные услуги, которые город ранее не предоставлял. 

За период с 2001 по 2003 год при содействии ИЭГ конкурсные механизмы размещения муниципального социального заказа на социальное обслуживание были внедрены в следующих городах: Великий Новгород, Томск, Арзамас, Пермь, Магадан, Биробиджан, Челябинск, Киров, Новокуйбышевск. 

Внедрение технологии позволило городам увеличить количество услуг, охватить новые целевые группы, а также районы, в которых нет учреждений социального обслуживания.

В разделе "Публикации" можно ознакомиться с брошюрой Кирилла Чагина «Как провести конкурс на социальное обслуживание населения».

Опыт работы был также обобщен в материале Кирилла Чагина "Внедрение технологии заказа на социальное обслуживания: возможны ли рыночные механизмы в социальной сфере?"

Структурное направление: 
Год начала: 
2001
Год окончания: 
2003
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть