Вы здесь

Институциональные изменения в образовании (муниципальный аспект)

Проект был реализован Фондом "Институт экономики города" в 2001 году. В результате реализации проекта была издана одноименная брошюра, написанная руководителем проекта Натальей Георгиевной Типенко.

Издание посвящено вопросам институциональных изменений в системе образования. В брошюре рассмотрены основные направления реформирования экономических механизмов в образовании с конца 80-х годов. На примере некоторых муниципальных систем образования рассмотрен опыт практической реализации принципов финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и персонифицированного (нормативного) финансирования. Автором предложена схема раздельного определения норматива выполнения государственного стандарта в образовании, "федерального мандата" и норматива содержания зданий учреждений образования, находящихся в муниципальной собственности. Издание предназначено для сотрудников органов местного самоуправления и специалистов в области экономики образования.

Из отчета: 

К  концу  80-х годов  стало очевидно, что образование как отрасль переживает кризис  и государственная политика нуждается в корректировке. Кризис выразился в острой нехватке финансовых средств на   развитие образовательных учреждений,  низкой  эффективности системы. Изменения  в образовании  были начаты  с попытки  уменьшить  жесткую  централизацию  в управлении  и  финансировании. В первую очередь   это касалось вузов.    В марте 1987 г.  был принят пакет документов, расширяющих права вузов  в  формировании  и использовании финансовых средств.  Расширены возможности вузов по формированию и использованию фондов  материального поощрения.  Было разрешено использовать экономию по фонду заработной платы на премирование сотрудников (до этого экономия в конце года  изымалась в бюджет).  Руководителям  высших  учебными  заведений  разрешалось  определять  размер  оплаты  в  пределах   установленной численности  и   фонда  заработной платы. 

В дальнейшем изменения  коснулись  и  общего  образования. В конце 1989 г.  Государственная комиссия Совета Министров СССР по экономической реформе одобрила основные положения  хозяйственного механизма в народном образовании. Был намечен переход к финансированию учебных заведений по нормативам на одного учащегося. Учебным заведениям  предоставлялось  право  оказывать дополнительные  образовательные услуги за плату,  привлекать пожертвования и  самостоятельно распоряжаться  собственными  фондами.  Соответствующим министерствам было поручено разработать нормативы  бюджетного  финансирования  для различных типов  и  видов  учебных заведений.

Вместе  с  тем,  расширение  хозяйственной  самостоятельности учебных  заведений не  сопровождалось  постановкой вопроса об  экономической эффективности  затрат  на  образование.  Количество   студентов  определялось  на  основе расчета  народнохозяйственной  потребности  в специалистах, расчет  которой   проводился  Госпланом. Затраты на обучение одного учащегося в каждом типе  учебного заведения   определялись  также  на   правительственном  уровне. Зависимость уровня этих затрат от масштабов подготовки кадров и эффективности их использования в народном хозяйстве не учитывалась.

Библиотека Фонда "Институт экономики города"Институциональные изменения в образовании (муниципальный аспект)

Год начала: 
2000
Год окончания: 
2001
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть