Вы здесь

Общественные финансы: бюджетные процедуры в интересах общества

В 2002-2004 годах в рамках программы "Социально-экономическое развитие и управление на местном уровне: новое качество роста" при поддержке Агентства США по международному развитию была реализована серия демонстрационных проектов. 

Мониторинг результативности реализации бюджетных услуг и программ

Управление по результатам - новый подход к повышению качества управления общественными финансами, определению оптимальных путей использования имеющихся ресурсов в интересах граждан. Как правило, деятельность органов власти оценивается по общему объему произведенных услуг и выполненных работ. В оценке очень редко учитываются качество работ и мнение населения. Предлагаемый способ организации управления основное внимание уделяет именно конечным результатам, а не объему выполненных работ, учитывает удовлетворенность населения полученными услугами.           

Мониторинг результативности - регулярное измерение результатов и эффективности услуг или программ. Для контроля за деятельностью подразделений администрации разрабатывается система показателей. В число показателей включаются оценки качества работ, которые дают непосредственно жители города. Эти показатели регулярно измеряются и регистрируются. В результате мониторинга показателей результативности появляется возможность оценивать качество услуг и полезность различных программ.

Организация муниципального заказа с использованием интернет-технологий

Цель проекта - внедрение в практику работы муниципалитетов прогрессивных методов бюджетных закупок для общественных нужд, обеспечивающих конкурсность, эффективность, прозрачность и основанных на современных информатизационно-коммуникационных технологиях.

Задачи проекта:

  • Распространение методических материалов и предложений по совершенствованию процедур муниципальных закупок, в том числе с применением интернет-технологий.
  • Подготовка конкурсной документации для закупки программного продукта.
  • Проведение конкурсов для выбора разработчиков программного продукта.
  • Проведение торгов с использованием приобретенной электронной торговой площадки.

В первые три года реализации Кооперативного соглашения подготовлены обзорно-аналитические материалы и методические документы по внедрению Интернет-технологий в практику муниципальных закупок. В 2003 году при содействии ИЭГ в Великом Новгороде был проведен конкурс на закупку автоматизированной системы муниципальных закупок. В течение 2004-2005 гг. эксперты Фонда провели мониторинг работы автоматизированной системы закупок и оценку ее эффективности.

Публикации по проекту

Интернет-технологии в муниципальном заказе

Автор работы – эксперт направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города», к.ф.-м.н. И.В.Беляков.

В работе изучаются возможности проведения муниципальных закупок через Интернет. В отдельных главах рассмотрены следующие аспекты проблемы:

  • муниципальный заказ: обзор законодательства и существующая практика;
  • предпосылки информатизации муниципальных закупок;
  • политико-экономическая поддержка;
  • электронные торги в частном секторе;
  • зарубежный опыт организации электронных закупок;
  • необходимость стандартизации;
  • предложения компаний-разработчиков;
  • опыт информатизации бюджетных закупок в России и мнение практиков;
  • участники процесса, их интересы и стратегии;оценка экономической эффективности внедрения системы электронных закупок.

Брошюру можно приобрести в Библиотеке Фонда «Институт экономики города»

Перспективное финансовое планирование деятельности муниципального образования

Цель проекта

Развитие методов среднесрочного финансового планирования и внедрение их в практику управления общественными финансами для повышения финансовой стабильности муниципальных образований и устойчивого финансирования программ муниципального развития

Задачи

Продемонстрировать возможности прогнозирования доходов и расходов бюджетов для среднесрочного финансового планирования в муниципальных образованиях.

Усовершенствовать методики разработки программы капитальных вложений на основе анализа затрат и результатов.

Создание условий для повышения прогнозируемости финансового состояния муниципальных образований.

Сроки реализации ноябрь 2001- сентябрь 2005

Города  Саратов,  Тула, Донской (Тульская область)

Краткое описание

В первые два года реализации проекта была разработана концепция перспективного финансового планирования и разработаны многолетние финансовые планы для Оренбурга, Саратова, Энгельса. Работа показала, что нестабильные финансовые условия и зависимость от региональных властей лишает муниципалитеты возможности и стимулов к среднесрочному финансовому планированию. Поэтому в 2003-2004 году Тульской области  велась работа по интеграции перспективного финансового плана в систему межбюджетных отношений. В Тульской области  был разработан и принят соответствующими администрациями перспективный финансовый план для Донского муниципального образования, г. Тулы, согласованный с финансовым планом для области в целом.

В 2003-2004гг. разработаны методические рекомендации по выполнению каждого этапа формирования долгосрочного финансового плана, проведена апробация и внедрение разработанных методических рекомендаций в нескольких муниципальных образованиях одного региона (Тульская область), а также распространение методических рекомендаций по совершенствованию долгосрочного или среднесрочного финансового планирования в муниципальных образованиях. Разработана процедура перспективного финансового планирования одновременно на уровне субъекта федерации и муниципальных образований.

В 2004-2005 году проведены мониторинг и оценка реализации демонстрационного проекта во всех городах-участниках и завершить проект в сентябре 2005 года.

Публикации по проекту

Перспективное финансовое планирование в муниципальных образованиях Российской Федерации

Автор работы – ведущий эксперт направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города», В.Э.Григоров.

В работе исследуются экономические, правовые и социальные аспекты проблемы внедрения перспективного финансового планирования для муниципальных бюджетов, отражено место перспективного финансового плана при разработке программ социально-экономического развития муниципального образования.

В книге описаны ключевые процедуры на каждом этапе разработки и реализации перспективного финансового плана, методики прогнозирования доходов с использованием различного объема статистической информации, представлены подходы к прогнозированию текущих расходов и доходов бюджета, а также к разработке долговой политики муниципальных образований. Особое внимание уделено вопросам формирования программы социально-экономического развития для муниципальных образований на основе оценки ресурсов, доступных для капитальных вложений.

Книга адресована руководителям и сотрудникам финансовых и экономических подразделений администраций муниципальных образований (вместе с тем предложенные подходы могут с минимальными изменениями использоваться и на уровне субъекта Федерации).

Брошюру можно приобрести в Библиотеке Фонда «Институт экономики города».

Структурное направление: 
Год начала: 
2002
Год окончания: 
2004
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть