Вы здесь

Могут ли НКО превратиться из просителей в партнеров?

Благотворительная деятельность и участие в социальных проектах – не единственная, но, безусловно, важная составляющая концепции социальной ответственности компании. Исследования, проведенные за последнее время, свидетельствуют о росте объемов благотворительной и социальной деятельности российских корпораций. Уже широко известен ряд крупных благотворительных инициатив лидеров российского бизнеса: например, программа «Новый день» Росбанка, стипендиальная программа фонда Владимира Потанина и конкурсы социальных проектов НК ЮКОС. О росте интереса к корпоративной благотворительности свидетельствует и активная дискуссия о благотворительности ее роли в основной деятельности бизнеса, развернувшейся сегодня в деловых кругах и прессе.

Однако, как показывает практика, понимание значимости корпоративной благотворительности, как для общества, так и для самого бизнеса вовсе не означает практической реализацией этой значимости. Корпоративный донор может руководствоваться самыми благими целями, но без правильной и эффективной организации выделенные благотворительные средства рискуют быть потраченными безрезультатно и для решения поставленной социальной проблемы, и для обеспечения интересов бизнеса. Иными словами, для того чтобы благотворительность принесла ожидаемый эффект, необходимо привлечение соответствующих профессиональных знаний, опыта и технологий, точно также как организация банковского дела требует знания финансов, а программирование – владения компьютером.

Можно ли ожидать, что сам корпоративный донор станет профессионалом в организации благотворительности? Нужно ли это? В конце концов, благотворительность вовсе не является основной задачей его [бизнеса] деятельности. И если крупные компании могут себе позволить создание отдельных отделов, курирующие вопросы благотворительности и социальной политики, или пригласить на работу профессионалов, то большинство компаний стараются минимизировать административные расходы на благотворительность и не готовы включить в свой штат дополнительного сотрудника, а тем более отдел.

В опыте американских и европейских компаний задача обеспечения квалифицированного расходования благотворительной помощи в абсолютном большинстве случаев решается за счет обращения к некоммерческим организациям, профессионально работающим по интересующей проблеме, а также специализирующимся в распределении и администрировании благотворительной помощи. Интересно, что даже в случае совместной реализации социальных инициатив бизнесом и государственными структурами, как правило, создаются некоммерческие объединения, непосредственно занятые реализацией проекта. Например, в США широко распространена практика реализации в городах со сложной социально-экономической ситуацией программ местного экономического развития, объединяющих усилия и средства местного бизнеса и органов местного самоуправления. При этом все стороны, участвующие в финансировании, помимо финансирования участвуют и в разработке плана проекта, и в контроле за его реализацией. Однако исполняется проект специально создаваемой некоммерческой структурой.

А что же российский бизнес? Волнует ли его проблема повышения эффективности собственной благотворительности, а если волнует, то каким образом он пытается ее решить? Попыткой найти ответы на эти вопросы стало исследование «Факторы формирования социально ответственной деятельности бизнеса на местном уровне», проведенное в городах Пермь, Челябинск и Магадан Фондом «Институт экономики города» при поддержке Агентства США по Международному развитию. Проведение исследования в регионах позволило получить информацию не о крупнейших компаниях, о благотворительности которых и так уже сказано немало, а о предприятиях и организациях среднего и малого бизнеса, работающих на региональном и местном уровнях.

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных представителей бизнеса уже сейчас участвуют в благотворительных или социальных проектах. В тоже время многие из опрошенных выразили недовольство нецелевым и подчас бесконтрольным расходованием пожертвований. Именно отсутствие механизмов и технологий, позволяющих контролировать и оценивать эффективность расходования благотворительных средств, наряду с отсутствием налоговых льгот были названы ими главными препятствиями для развития корпоративной благотворительности.

В итоге единственной возможностью для корпоративного донора убедиться в том, что помощь дошла до получателя, становится отказ от привлечения к предоставлению помощи любых сторонних исполнителей. Бизнесмены честно признаются, что предпочли бы передать деньги непосредственно в руки «каждого городского инвалида», нежели доверить предоставление помощи сторонней структуре, будь то некоммерческое объединения, муниципальная организация или органы местного самоуправления. Только в таком случае, компания сможет быть уверена, что помощь дошла до желаемого получателя, а не осела в кармане посредников. Что особенно интересно, именно это ассоциируется многими представителями бизнеса с «адресным предоставлением помощи».

Особое недоверие бизнес, по-прежнему, испытывает к некоммерческим организациям, крайне редко рассматривая последних в качестве полноценных партнеров. Как образно отметил один из респондентов в г. Челябинск «НКО могут просить деньги на все, что угодно, вплоть до спасения карасей, поэтому лучше с ними не сталкиваться». Даже в случае оказания поддержки некоммерческим организациям бизнес предпочитает «отгородиться», общаясь с ними только через администрацию или узкий круг «элитных» некоммерческих организаций, например, региональные ресурсные центры. Около половины опрошенных представителей бизнеса напрямую заявили, что испытывают определенные опасения по поводу сотрудничества с некоммерческими организациями, в первую очередь, в нецелевом и неконтролируемом использовании выделенных им средств, а также в непрофессионализме их кадров.

Сопоставив результаты проведенных в ходе исследования опросов некоммерческих организаций и бизнеса, можно утверждать, что одно из основных препятствий к формированию эффективного партнерства двух секторов - низкий уровень информированности о деятельности друг друга. Сложилась ситуация, когда бизнес просто не знает о деятельности некоммерческих организаций, работающих в том же городе. Так руководитель одной из магаданских компаний, участвующей в благотворительной программе Всемирного фонда дикой природы (WWF), отметил, что его компания «хотела бы реализовать совместную программу с местными НКО…, но пока не знает, как заинтересовать НКО в подобном сотрудничестве». Интересно также, что согласно результатам исследования компании, которые уже имеют опыт сотрудничества с НКО, например, в рамках конкурсов социальных проектов, нередко относятся к НКО более позитивно. Это подтверждают слова руководителя челябинской компании «Канцбюро», принявшей участие в финансировании ряда проектов городской Ярмарки социальных проектов некоммерческих организаций: «Я был удивлен, что в городе оказалось такое число профессиональных организаций, искренне работающих и многое делающих».

Другая сторона медали состоит в том, что местные НКО под час не знают, как работать с бизнесом. Несмотря на то, что у ряда НКО уже есть опыт работы по грантам от зарубежных доноров, он не всегда переносится на работу с донорами местными. Так, по свидетельству сотрудников Центра общественных объединений города Челябинска, «проблема состоит в том, что НКО не относится также серьезно к пожертвованиям из местных источников, как к деньгам западных доноров. Добровольно ни одно НКО перед местным бизнесом отчитываться не станет».

В итоге, единственным посредником, которого бизнес более или менее согласен видеть между собой и получателем помощи, остаются органы власти и местного самоуправления. Это и не удивительно: участие в социальных инициативах властей позволяет бизнесу поддерживать благоприятные отношения с властями, что является немаловажным фактором благополучия этого самого бизнеса. Однако и здесь бизнес-благотворитель не всегда бывает доволен результатами: слишком часто такая благотворительность превращается в дополнительную социальную повинность.

В итоге бизнес-благотворитель оказывается на перепутье: с одной стороны не доверяя возможности эффективного партнерства с некоммерческим сектором, а с другой стороны, осознавая потребность привлечения специфических знаний и опыта, у него самого отсутствующего, для обеспечения эффективного и целевого расходования благотворительных средств.

Очевидно, что для разрешения этого противоречия недостаточно посадить некоммерческий сектор и бизнес за общий стол переговоров; надо еще и научить их разговаривать на понятном обоим языке. Сегодня роль коммуникатора, налаживающего взаимодействие между некоммерческими структурами и бизнесом, как правило, играют органы власти и местного самоуправления, привлекающие бизнес к финансированию конкурсов социальных проектов и организующие при администрациях центры поддержки некоммерческих организаций.

Альтернативу властным структурам здесь могут (как это уже работает на западе) составить независимые благотворительные фонды. На сегодняшний момент согласно результатам исследования благотворительные фонды широкой популярностью в деловых кругах, мягко говоря, не пользуется. Как сказал один из респондентов: «Любые Фонды – это непонятное использование средств». Скептическое отношение к благотворительным фондам встречается не только в деловых кругах, но и среди НКО и чиновников, которые нередко считают благотворительные фонды «маложизненными структурами из-за недоверия к ним со стороны бизнеса, и отсутствия профессионализма у их организаторов».

Но уже сегодня есть пусть немногочисленные, но яркие примеры успешного сотрудничества благотворительных фондов и российского бизнеса на интересных для обеих сторон условиях. Так, городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти» уже более пяти лет через организацию грантовых конкурсов и открытие именных фондов способствует объединению усилий местного бизнеса и некоммерческих организаций для реализации социальных инициатив. А в г. Челябинск ряд бизнесменов положительно отозвались о деятельности регионального отделения Российского детского фонда, особо отметив высокую репутацию в регионе его руководителя.

В заключении предвижу многочисленные возражения о том, что некоммерческий сектор на Западе пока что еще имеет мало общего с молодым и неокрепшим некоммерческим сектором России. Отсюда и недостаток квалификации, и сложности в общении с донорами и бизнес структурами. Это, конечно, тоже верно. И все же здесь хочется привести слова, сказанные Аирой Резником, директором общественного фонда штата Нью Джерси, одного из крупнейших общественных фондов США: «И у нас бизнес и некоммерческий сектор, как правило, разговаривают на разных языках, живут разными жизнями и мало знают друг о друге. Их интересы никогда нельзя будет привести к общему знаменателю. Но важно, чтобы кто-то смог наладить взаимодействие между двумя этими сторонами, так чтобы оно было на благо и тем, и другим. Именно в этом мы и видим нашу основную задачу».

Структурное направление: 
Регион: 
Россия

Закрыть