Вы здесь

Колонка эксперта: Быть социально ответственным для бизнеса выгодно

В последнее время тема социальной ответственности бизнеса стала очень популярной. Это объективное требование времени или очередная мода?
 

Социально ответственные инициативы бизнеса - это не дань моде, это ответ на изменение ожиданий общества от бизнеса, более того, это становится нормальной практикой ведения бизнеса. Сегодня, для того чтобы быть успешным в бизнесе, уже недостаточно честно платить налоги, обеспечивать достойную заработную плату сотрудникам и доход акционерам. Общество ждет от бизнеса большего, а именно вклада в решение социальных проблем. И это не просто слова, это активная позиция общественности, потребителей, акционеров, потенциальных сотрудников компании, которые в дальнейшем либо сделают выбор в ее пользу, либо будут ее бойкотировать.
 
Многие зарубежные исследования показывают, что при равных цене и качестве люди выбирают ту компанию, которая, на их взгляд, является социально ответственной. Недавно в России Ассоциацией менеджеров было проведено первое отечественное исследование об общественных ожиданиях от бизнеса, которое показало, что 32% активных граждан никогда не стали бы покупать продукцию социально безответственных компаний, а 42% готовы за экологически чистый товар платить на 10% больше. Эти данные отражают намерения общественности, которые в дальнейшем будут воплощены в действие – покупку акций, приобретение продукции и т.д. 
 
Задача сегодняшнего дня для бизнеса - это укрепление доверия со стороны населения. Период “первичного накопления капитала” в России отличался высоким уровнем социальной напряженности и недоверием значительной части населения к предпринимательству, связанное с представлениями о грабительском характере приватизации, что до сих пор препятствует инвестиционной активности граждан. Признание российским бизнесом своей социальной ответственности стало серьезным шагом в построении отношений нового типа, более гармонизированных и доверительных.
 
В Свердловской области появилась идея (никак пока официально не представленная) начать аттестацию предприятий по степени социальной ответственности. Как вы полагаете, каковы будут социальные последствия подобной акции? Имеет ли смысл аттестовать предприятия по степени их социальной ответственности?
 

В целом аттестация, или, правильнее сказать, оценка, предприятий по степени социальной ответственности является очень прогрессивным, позитивным, полезным явлением. Во всем мире широко распространена социальная отчетность компаний, социальные рейтинги, присуждение наград в сфере социальной ответственности и т.д., которые состоят из двух составляющих – проведение оценки социальной деятельности компании и информирование общественности о ее результатах.
 
Любая аттестация является инструментом коммуникаций компании с заинтересованной общественностью и населением в целом. Существует следующая связь: эффективная социальная политика >> укрепление репутации >> рост доверия >> рост показателей основной деятельности компании (прежде всего капитализации). Поэтому компании, социальная активность которых получила высокую оценку, приобретают определенные конкурентные преимущества. Компаниям же, оказавшимся “в хвосте”, оценка их деятельности дает необходимую информацию для принятия управленческих решений по оптимизации социальных программ, повышению эффективности, адаптации к нуждам населения и интересам основной деятельности. Таким образом, аттестация способствует повышению эффективности социальных программ компаний для населения.
 
Однако для того, чтобы аттестация привела действительно к повышению эффективности социальных программ, а не превратилась в формальную бюрократическую процедуру и способ “давить” на бизнес, необходимо соблюдение ряда условий. Следует определить критерии оценки, причем эти критерии должны быть качественные, а не количественные, например, объем (доля) средств, направляемых на финансирование социальных программ, таким критерием быть не может. Сама процедура экспертизы должна быть независимой и прозрачной.
 
Существует мнение: пока предприимчивые россияне занимались бизнесом, игнорируя политику, верховная власть успешно создала механизм подавления предпринимательства. Прокомментируйте эту точку зрения, пожалуйста.
 

Дух предпринимательства подавить невозможно. Даже в советский период предприимчивые граждане пытались реализовать свой потенциал и предпринимательскую инициативу. Миф о непредпринимательской сущности современного россиянина был развеян совместным исследованием Клуба 2015 и ВЦИОМ “Самоидентификация россиян в начале XXI века”, которое показало, что предпринимательские качества – приоритет интересов личности, самостоятельность и ответственность за свою жизнь и благосостояние – свойственны более трети населения. Потенциальных предпринимателей в обществе более чем достаточно, но административные барьеры мешают им стать действительно реальными, удачливыми бизнесменами, способными находить новые формы предпринимательской деятельности.
 
К административным барьерам относятся монополия на землю, сложности при регистрации бизнеса, многочисленные проверки и комиссии, а также такое явление, как добровольно-принудительная благотворительность. Интереснее всего то, что инструментом налаживания взаимоотношений между государством и бизнесом как на национальном, так и на местном уровне является именно социальная ответственность бизнеса.
 
Как вы расцениваете итоги только что состоявшегося заседания бюро Российского союза промышленников и предпринимателей (заявление о помощи государству в четырех направлениях: медицина, образование, развитие жилищного и потребительского кредитования)? Это проявление социальной ответственности бизнеса или вынужденный шаг в диалоге бизнеса и власти?
 

Пока еще слишком рано подводить итоги. Участие бизнеса в борьбе с бедностью – это новая тенденция не только в России, но и за рубежом. Реализация комплексных социальных программ и реформирование социальной сферы – более эффективная форма решения проблемы по сравнению, скажем, с прямыми доплатами к низкой заработной плате работников бюджетной сферы и благотворительными пожертвованиями (милостыней) нуждающимся.
Объединение усилий многих предприятий, выработка целенаправленной стратегии – это залог успешной реализации задуманной инициативы. Выгода для бизнеса очевидна - финансовые и интеллектуальные усилия, направленные на решение проблемы бедности, формируют стабильную бизнес-среду, повышают платежеспособный спрос. По словам одного из “олигархов”, не может быть богатого бизнеса в бедной стране. Выгода для государства – снижение социальной напряженности, для населения – повышение качества жизни.
 
Однако не все еще понятно с механизмами реализации этой инициативы представителей российского бизнеса. А ведь именно модель взаимодействия государства и бизнеса (добровольно-принудительная благотворительность или социальное партнерство), организационные формы и управленческие технологии будут определять ее успех.
 
Следует учесть, что международный опыт не дает успешных примеров создания единого общенационального межкорпоративного фонда. Поэтому к подобной идее надо относиться с большой долей осторожности. Все процедуры, связанные с работой межкорпоративных фондов (принятие решений по выделению средств, мониторинг проектов, оценка их эффективности), должны быть максимально прозрачными и открытыми. Необходимо предусмотреть формирование попечительского совета, ротацию привлекаемых экспертов, публикацию ежегодных отчетов и др.
 
Следует также иметь в виду два основных принципа, реализация которых позволит существенно повысить эффективность социальной политики бизнеса и внести вклад в формирование доверия населения:



  • социальные инвестиции бизнеса не должны замещать собой государственные программы и компенсировать низкое качество государственного и муниципального управления;

  • необходимо прямое партнерство бизнеса и гражданских организаций.


Светлана Ивченко,
Ведущий эксперт сектора  “Социальное партнерство”
Фонда “Институт экономики города”,
(Москва
)


Закрыть