В законодательстве многих стран не существует специального юридически определенного понятия "неправительственная некоммерческая организация". Особенно это характерно для стран прецедентного права (США, Великобритания). В то же время многие страны континентального (кодифицированного) права также не имеют общего законодательного определения негосударственной некоммерческой организации (например, Швеция)
Вместо этого употребляются более конкретные определения "некоммерческая ассоциация", "фонд", "добровольческая организация", "благотворительная организация" и т.п., определяемые либо специфическими законами, либо устоявшейся практикой и внутренними документами (уставами) таких организаций.
В английском языке для обозначения неправительственных некоммерческих организаций используется несколько терминов. Среди наиболее часто используемых:
-
Not-for-profit organization (NFPO) – организация, не направленная на извлечение прибыли, неприбыльная, некоммерческая организация (данный термин употребляется преимущественно в США, а также в международном сообществе для общего обозначения организаций подобного рода);
-
Non-governmental organization (NGO) – неправительственная организация (данный термин чаще всего применяется как обобщающий для различных стран в документах международных организаций);
-
Charity – благотворительная организация (данный термин применяется в Великобритании, и имеет там гораздо более широкое значение, чем современное русское значение слова "благотворительность", охватывая весь спектр общественно полезных неправительственных некоммерческих организаций);
-
Private voluntary organization (PVO) – частная добровольческая организация;
-
Civil social organization (CSO) – гражданская (общественная) социальная организация[1].
Несмотря на разнообразие терминологии, c организационно-экономической точки зрения все эти организации характеризуются рядом общих черт:
-
имеют институционально закрепленную структуру;
-
отделены от государства;
-
не распределяют прибыль среди своих учредителей или руководителей;
-
самоуправляемы;
-
добровольны (закон не требует обязательного членства, участия в них; их деятельность в определенной мере зависит от добровольных пожертвований или волонтерского труда).[2]
Именно эти признаки считаются базовыми характеристиками некоммерческого сектора.
На основе анализа законодательства 100 стран Международный центр некоммерческого права и Всемирный Банк выявили лучшие практики в этой области и предложили общие рекомендации и принципы правового регулирования некоммерческих (неприбыльных) организаций[3]. Они определяют порядок создания и регистрации, прекращения деятельности и ликвидации НКО. Некоммерческим организациям должно быть разрешено заниматься любыми видами деятельности в пользу своих членов и в пользу общества. Обычно некоммерческие организации создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных задач, для охраны здоровья и природы, защиты прав человека, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественного блага. В рекомендациях особо подчеркивается, что некоммерческие организации "являются основными участниками в формировании и обсуждении вопросов общественно-политической жизни и должны иметь право высказываться открыто по любым вопросам общественной важности, включая обсуждение и критику существующей или предлагаемой государственной политики и действий".
Специальное внимание уделяется прозрачности и подотчетности деятельности НКО, предотвращению конфликта интересов. Имущество, доход, или прибыль неприбыльной организации не могут быть использованы для предоставления личных льгот, прямо или косвенно (например, стипендия для родственника) для любого учредителя, члена, должностного лица, члена органа управления, наемного работника, или донора, связанного с неприбыльной организацией.
Определяются меры, которые должны быть гарантированы государством для достижения финансовой стабильности НКО. Это право на осуществление любой законной и культурно приемлемой деятельности по сбору пожертвований (на пожертвования от физических и юридических лиц, помогающих неприбыльным организациям, должны распространяться налоговые льготы) и право на ведение законной экономической деятельности, предпринимательства с условием, что (1) основной целью деятельности организации не является извлечение прибыли и (2) что прибыль или другие доходы не распределяются между учредителями, членами, должностными лицами, членами органов управления, или наемными работниками. Хорошей практикой является освобождение прибыли, полученной от экономической деятельности, от налогообложения при соблюдении критериев и условий распределения дохода и требований к НКО, установленных законом. Даются рекомендации по налогообложению НКО, включая введение статуса организации общественной пользы с соответствующим льготным налогообложением.
Рассматриваются также вопросы учреждения и надзора за иностранными некоммерческими организациями. НКО, учрежденная и функционирующая по законам одной страны, но ведущая деятельность, выполняющая программы или имеющая собственность в другой стране должна иметь право функционировать в качестве НПО в этой другой стране, или учредить филиал или аффилированную компанию по законам этой другой страны. Такая организация или ее филиал, дочерняя или родственная компания должны пользоваться всеми правами, полномочиями, привилегиями и иммунитетами, распространяющимися на НПО в этой стране, и исполнять все требования, обязательства, обязанности и санкции, применяемые к НПО в этой стране (более подробно о международных рекомендациях в области регулирования деятельности некоммерческих организаций см. Приложение 1).
Законодательство большинства стран не требует специальных процедур регистрации для НКО, получающих зарубежное финансирование. Например, в США любая организация, имеющая статус неприбыльной (501©3), может получать гранты или пожертвования из-за рубежа из частных или государственных источников. Это отражается только в ежегодной финансовой отчетности; не требуется какая-либо регистрация в качестве лоббиста. В то же время органы государственной власти публикуют различные руководства, которые выделяют и распространяют лучшие практики и помогают предотвратить нежелательные явления в финансировании НКО. Эти документы носят рекомендательный характер. В частности, учитывая опасность международного терроризма, Министерство финансов США (Department of the Treasury) издало для НКО специальное руководство по предотвращению случаев финансирования террористической деятельности[4].
Примером страны, где правительство стремится контролировать финансовые потоки, поступающие в НКО из негосударственных, в том числе международных источников, является Зимбабве. В настоящее время в этой стране разрабатывается проект закона о некоммерческих и негосударственных организациях, в котором предполагается, что некоммерческие организации должны получать финансирование из-за рубежа исключительно под контролем правительства, для чего предполагается специальная регистрация НКО, получающих финансирование не из государственной казны.
Вклад некоммерческого сектора в глобальную экономику
За последние десятилетия негосударственный некоммерческий сектор стал значимой силой в глобальной экономике. По данным на конец 1990-х годов его суммарный вклад, определенный на основе данных национальной статистики 35 стран Европы, Азии, Северной Америки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки, составляет 1, 3 трлн долларов, или 5,1 % ВВП этих стран. Наглядно роль НКО в глобальной экономике иллюстрируют следующие оценки:
- некоммерческий сектор – седьмая крупнейшая экономика в мире, идущая сразу за Великобританией и Францией и опережающая Италию, Бразилию, Россию, Испанию и Канаду;
- некоммерческий сектор – один из крупнейших работодателей, а также действенный механизм мобилизации общественных ресурсов. В деятельности НКО участвуют 39, 5 млн человек. Это 4,4%, или каждый двадцатый в экономически активном населении. Из них 22, 7 млн человек, или 57% работают на условиях оплачиваемой занятости, а 18,8 млн чел., или 43% – волонтеры. Высокий уровень добровольного труда в деятельности НКО доказывает, что эти организации способны привлечь к реализации социально значимой деятельности огромный общественный потенциал[5].
Некоммерческий сектор вносит прямые и косвенные вклады в глобальную экономику. Прямые вклады связаны с тем, что некоммерческий сектор – это сфера, обеспечивающая занятость и самозанятость населения. С точки зрения занятости по своим функциям некоммерческий сектор во многом схож с малым бизнесом, однако он дополнительно обеспечивает социально-психологическую поддержку своих сотрудников и добровольцев, более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших возрастов и т. п.). НКО покупают и производят товары и услуги, необходимые для их деятельности, стимулируя тем самым совокупный спрос и увеличивая совокупное предложение. При этом НКО работают в нишах, которые при естественном положении дел на свободном и конкурентном рынке не заинтересовали бы коммерческий сектор, поскольку дают слишком маленькие нормы прибыли.
Косвенные вклады обусловлены тем, что НКО вносят в социальную сферу элементы конкуренции. Создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, НКО увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом. Улучшение эффективности означает, что для выполнения того же объема социальных функций из экономики будет изъято меньшее количество ресурсов (то есть появится возможность снижения налоговой нагрузки), а значит, большее количество ресурсов можно будет инвестировать в обеспечение роста в будущем. Деятельность некоммерческих организаций помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что, согласно современным исследованиям, увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста[6]. Улучшая социальный климат, НКО вносят вклад в обеспечение социальной и политической стабильности, которые являются необходимыми условиями экономического развития.
Некоммерческий сектор – "срединный путь между надеждой только на рынок, либо только на государство"
Сама идея некоммерческого негосударственного сектора возникла в результате поиска "срединного пути" между государством и рынком в вопросах производства и распространения социально значимых благ. "Эффект" от таких благ заведомо больше, чем цена, которую может заплатить непосредственный потребитель блага, а значит, рыночные механизмы здесь не целесообразны и возможно предоставление социально значимых благ бесплатно или по ценам, не покрывающим издержки производства. Ответственность за это несет государство, которое призвано компенсировать "провалы рынка".
Как в экономике распределяются ресурсы, необходимые для предоставления социально значимых благ? В мировой практике существует два основных способа. Первый способ. Государство собирает налоги, затем формирует заказ на предоставление субсидируемой части социально значимых благ и размещает его среди государственных или негосударственных поставщиков. При этом негосударственные поставщики самостоятельно привлекают средства для финансирования несубсидируемой части социально значимых благ. Несубсидируемая часть финансируется за счет оплаты услуг потребителями или пожертвований. Различия между странам определяются долей государственных и негосударственных поставщиков.
Второй способ. Государство частично освобождает от налогов, предоставляет льготы как индивидуальным и корпоративным жертвователям, так и поставщикам услуг в тех сегментах, где рыночные механизмы не действуют. Тем самым создается система стимулов. Люди не становятся более милосердными, если им предоставляют налоговые льготы. Но мировой опыт доказывает, что в этом случае они начинают жертвовать больше. В целом второй способ позволяет привлечь средства в социальную сферу с меньшими издержками, чем государственная вертикаль. Хотя, конечно, государственная система социального обеспечения должна оставаться всегда, ее не заменить благотворительностью.
Международная практика очень многообразна, эти два способа финансирования социально значимых благ используются совместно, переплетаются друг с другом, но общая тенденция – это децентрализация, делегирование функций. Даже в рамках первого способа (через распределение бюджетных средств) роль государства как непосредственного поставщика услуг неуклонно снижается. Государственные агентства как поставщики услуг не продемонстрировали высокую эффективность, поэтому в общемировой экономике их доля сокращается, в том числе в Западной Европе, где роль государства всеобщего благосостояния традиционно велика. Так в Германии сегодня более 35% всех детских садов являются негосударственными учреждениями, более 60% интернатов для инвалидов находятся вне ведения государства, приблизительно 50% домов престарелых и 40% больниц - негосударственные[7]. Задачей государства остается быть заказчиком общественных услуг, аккумулируя соответствующие ресурсы через налоговую систему и выбирая наиболее эффективного поставщика.
В этом контексте некоммерческий негосударственный сектор – еще не рынок, но уже и не государство – представляет собой разумный компромисс. По словам известного американского социолога Питера Друкера, "задача государства - разрабатывать правила и вводить их в действие силой закона, бизнеса - зарабатывать деньги. Задача организаций социального [некоммерческого] сектора - способствовать здоровью и благополучию человека... Эти организации служат еще одной, не менее важной цели. Они пpобуждают чувство гражданской ответственности. Все, что мы можем делать в качестве граждан - это голосовать один раз в несколько лет и регулярно платить налоги. Участвуя в работе организаций социального [некоммерческого] сектора, можно внести в такое положение вещей определенные коррективы".
На особый статус НКО указывает большинство зарубежных экономистов и правоведов. Так Лестер Саламон считает что уникальность (и преимущество) позиции организаций вне государственного и частного секторов заключается в их способности организовывать и направить частную инициативу для достижения общественно значимых целей. Он характеризует некоммерческий сектор как "срединный путь между надеждой только на рынок, либо только на государство"[8].
Некоммерческий сектор – это эффективный поставщик социально значимых услуг, отличающийся не только способностью оперативно реагировать на потребности населения, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками.
Некоммерческие сектор – это источник социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и т.п.).
НКО, отражая интересы различных, в том числе незащищенных групп населения, играют важную роль в развитии демократии. Неправительственные организации заняты лоббизмом и представительством интересов различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности участвовать в процессе выработки и принятия решений. Они формируют общественное мнение. В странах с развитой демократией роль НКО в выработке социально-экономической политики на общенациональном и местном уровне публично признается государством. Например в Великобритании в 1997 году был принят официальный документ, провозглашающий основные принципы партнерства между правительством и НКО.
НКО занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. НКО – катализатор реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством. Это в свою очередь способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. Некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества.
Сотрудничество коммерческого и некоммерческого сектора носит взаимовыгодный характер: первому оно приносит не только улучшение имиджа и формирование лояльности потребителей, но и повышение стабильности среды для ведения бизнеса; второму - ресурсы для выполнения общественной миссии и организационного развития. Например, выступая спонсорами или благотворителями, корпорации используют позитивный образ НКО в своих рекламных и маркетинговых программах, в отношениях с общественностью. Некоммерческий сектор предоставляет корпорациям и отдельным состоятельным людям специфическую услугу – возможность удовлетворить их потребности творить добро, которая реализуется в виде благотворительных проектов и программ. Предприниматели заботятся об увеличении доходов, преумножают совокупный общественный ресурс, некоммерческий сектор – обеспечивает его рациональное перераспределение[9]
Таким образом некоммерческий сектор вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, стабильность экономического развития и политической системы, основанной на принципах демократии, прозрачности и ответственности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Законы, регулирующие деятельность неприбыльных организаций: как определить, соответствует ли национальное законодательство лучшим международным практикам?
1.1. Создание неприбыльных организаций (НПО). Свобода слова и объединения, мирных собраний означает, что закон должен обеспечивать возможность объединяться в (создавать) неприбыльные организации. Это также означает, что неприбыльные организации должны иметь возможность существовать как с созданием, так и без создания юридического лица, для того, чтобы осуществлять законную деятельность.
1.2. Регистрация (создание) неприбыльных организаций. Законы, регулирующие неприбыльные организации должны быть написаны и должны исполняться таким образом, чтобы позволять сравнительно быструю, простую и не дорогую регистрацию неприбыльных организаций для любых учредителей, физических или юридических лиц. Принудительная перерегистрация неприбыльных организаций не должна требоваться там, где ее можно избежать.
1.3. Филиалы и представительства НПО. НПО должны иметь возможность создавать филиалы и представительства в регионах государства, а также за его пределами.
1.4. Учреждение и надзор за иностранными НПО. НПО, учрежденная и функционирующая по законам одной страны, но ведущая деятельность, выполняющая программы или имеющая собственность в другой стране должна иметь право функционировать в качестве НПО в этой другой стране, или учредить филиал или родственную (аффилированную) компанию по законам этой другой страны. Такая организация или ее филиал, дочерняя или родственная компания должны пользоваться всеми правами, полномочиями, привилегиями и иммунитетами, распространяющимися на НПО в этой стране, и исполнять все требования, обязательства, обязанности и санкции, применяемые к НПО в этой стране, при условии, что деятельность иностранной НПО находится в соответствии с общественными устоями данной страны.
1.5. Регистрирующий орган. Государственный орган, наделенный полномочиями по предоставлению организации статуса юридического лица (регистрации), должен состоять из компетентных профессионалов, должен иметь объективный подход к регистрации, и его решения об отказе в регистрации можно было бы обжаловать в независимом суде. Если суд является регистрирующим органом, то его решения нужно иметь возможность обжаловать в вышестоящий суд.
1.6. Общественный реестр. Не зависимо от того, регистрируются ли неприбыльные организации в одном месте или в нескольких местах, должен существовать единый национальный реестр для всех неприбыльных организаций, который должен быть доступен общественности (в дополнение к любым существующим местным реестрам).
1.7. Прекращение деятельности и ликвидация. Высший орган управления неприбыльной организации должен иметь возможность добровольно прекратить ее деятельность, прекратить существование юридического лица, и ликвидировать его имущество в соответствии с решением суда, и в соответствии с заявлением организации. Регистрирующий или надзорный орган или суд должен иметь полномочия принудительно ликвидировать неприбыльную организацию только в случае наиболее серьезного нарушения, и только после того, как требование о его устранении не было выполнено. Любую принудительную ликвидацию нужно иметь возможность обжаловать в суд в целях предотвращения нарушения основных прав.
1.8 Разрешенные цели деятельности и виды деятельности
(а) В общем, неприбыльные организации должны регулироваться таким же образом, как и другие юридические лица и им должно быть разрешено заниматься любыми видами деятельности в пользу своих членов и в пользу общества (благотворительной деятельностью).
(б) Неприбыльные организации являются основными участниками в формировании и обсуждении вопросов общественно-политической жизни и должны иметь право высказываться открыто по любым вопросам общественной важности, включая обсуждение и критику существующей или предлагаемой государственной политики и действий.
(в) На любую неприбыльную организацию, осуществляющую деятельность, подлежащую лицензированию, (например, в сфере здравоохранения, образования, социальных услуг лицам, зараженным СПИДом, т.д.) или специальному государственному регулированию, должны распространяться те же требования по лицензированию или регулированию, что и на других физических и юридических предпринимательских лиц, занимающихся этими видами деятельности, а также на государственных органов.
1.9 Определение общественно-полезного статуса. Организации, сертифицированные в соответствии с законами как общественно полезные, должны пользоваться большими льготами по сравнению с другими НПО. Там, где это имеет смысл, орган, сертифицирующий организации как общественно полезные, должен быть независимой комиссией, иметь представительский состав, включая в себя представителей общественности, государства и неприбыльных организаций), сходно с Благотворительной Комиссией в Англии и Уэльсе.
1.10 Гарантии свободы слова и выражения. Доступ к средствам массовой информации для граждан и НПО является важной гарантией свободы слова и выражения. НПО должны иметь доступ к средствам массовой информации для оповещения о своей деятельности, включая государственные средства массовой информации, где таковые существуют.
1.11 Про-государственные и квази-государственные НПО. Хотя НПО, организованные правительством или управляемые правительством могут играть важную роль в общественной и экономической и других сферах жизни, (например, музеи, научно-исследовательские институты, специальные программы займов или кредитов), нужна большая осторожность, чтобы эти организации не использовались, прямо или косвенно, правительственными должностными лицами как источник политической или материальной выгоды. Особо тщательно нужно избегать несправедливой дискриминации независимых НПО.
2. Структура и внутреннее управление
2.1 Обязательные положения для внутренних регулирующих документов. Закон, регулирующий неприбыльные организации, должен требовать включения определенных минимальных положений, необходимых для деятельности и внутреннего управления организации, в регулирующие документы неприбыльной организации. Эти требования могут быть различными для организаций основанных на членстве и не основанных на членстве, причем для последних обычно требуется создание дополнительных органов управления (например, наблюдательного совета, аудиторской комиссии, и т.д.) так как они не имеют членов .
2.2. Другие положения учредительных документов. Законы, регулирующие НПО должны предоставлять возможность НПО (через ее высший орган управления) самостоятельно устанавливать и изменять структуру управления и деятельность организации в рамках, установленных законом.
2.3. Внутренняя отчетность и надзор: обязанности и ответственность органов управления и их членов. Высший орган управления неприбыльной организации (или его члены) должен в соответствии с требованиями закона, получать и утверждать финансовые отчеты и отчеты по деятельности неприбыльной организации. Закон должен устанавливать, что должностные лица и члены совета директоров должны быть лояльны организации, добросовестно осуществлять свои полномочия, и сохранять конфиденциальность не предназначенной для общественности информации об организации.
2.4. Запрещение конфликта интересов. Нужно детально обсудить, в какой степени и должен ли закон устанавливать, что учредители, должностные лица, члены совета директоров, и наемные работники неприбыльной организации должны избегать реального или потенциального конфликта между их личным интересом и интересом неприбыльной организации.
2.5. Запрет на распределение прибыли м других личных льгот.
(а) Законы, регулирующие неприбыльные организации, должны устанавливать, что никакие прибыль или доходы неприбыльной организации не могут быть распределены как таковые, между учредителями, должностными лицами, членами совета директоров, или наемными работниками неприбыльной организации.
(б) Законы, регулирующие неприбыльные организации, должны устанавливать, что никакая неприбыльная организация не может распределять имущество, остающееся при ее ликвидации, между учредителями, должностными лицами, членами совета директоров, или наемными работниками неприбыльной организации.
(в) Законы, регулирующие неприбыльные организации, должны устанавливать, что имущество, доход, или прибыль неприбыльной организации не может быть использовано для предоставления личных льгот, прямо или косвенно (например, стипендия для родственника) для любого учредителя, члена, должностного лица, члена органа управления, наемного работника, или донора, вязаненого с неприбыльной организацией.
2.6. Методы и субьекты добровольного саморегулирования. Хотя основные нормы поведения и требования к управлению всех неприбыльных организаций должны существовать в законах, неприбыльные организации должны иметь возможность и должны поощряться устанавливать для себя более строгие требования поведения и деятельности, чем это устанавливается соответствующими законами, через принятие кодексов этики и саморегулирования.
2.7. Зонтичные организации. Законы должны разрешать, а общество поощрять принятие и приминение зонтичными организациями принципов добровольного саморегулирования.
3. Финансовая стабильность.
3.1. Сбор пожертвований – общее правило. Неприбыльные организации должны иметь право осуществлять любую законную и культурно приемлемую деятельность по сбору пожертвований, включая просьбы о пожертвованиях по телефону, по почте, по телевидению, и т.д., а также компании, лотереи, розыгрыши, и другие фандрайзинговые мероприятия. Лотереи, благотворительные балы, аукционы, и другие разовое мероприятия, осуществляемые в целях сбора средств для неприбыльных организаций, являются формой сбора пожертвований и не должны рассматриваться как экономическая или предпринимательская деятельность.
Сбор пожертвований с общественности должен предусматривать регистрацию в органе, уполномоченном осуществлять надзор, который бы выдавал разрешения, квитанции, или другие идентификационные материалы лицам, осуществляющим сбор пожертвований, устанавливал стандарты для сбора средств с общественности, предоставлял информацию общественности, и наказывал нарушения в этой сфере.
3.2. Экономическая деятельность. Неприбыльная организация должна иметь возможность заниматься законной экономической деятельностью, предпринимательством, с условием, что (1) основной целью деятельности организации не является извлечение прибыли и (2) что прибыль или другие доходы не распределяются между учредителями, членами, должностными лицами, членами органов управления, или наемными работниками. Хорошей практикой является освобождение прибыли, полученной от экономической деятельности от налога на доходы при удовлетворении критериев и условий к такой деятельности, распределению дохода и к самой организации, установленных законом.
3.3. Освобождение прибыли или дохода неприбыльной организации от налога на прибыль (доходы). Каждая неприбыльная организация, не зависимо, является ли она организацией общественной или взаимной пользы, основанной на членстве или не основано на членстве, должна быть освобождена от налогообложения поступлений, в денежной или не денежной форме, полученных от доноров или государственных органов (грантов или контрактов) и обычных членских и вступительных взносов, если таковые предусмотрены организацией. Различные подходы применяются в отношении процентов, дивидендов, а также инвестиционных доходов, полученных от имущества в собственности организации или продажи этого имущества, с большими льготами, обычно предоставляемыми для организаций общественной пользы.
3.4. Освобождение суммы пожертвований от налога на доходы. Для поощрения филантропии и активности граждан, на пожертвования от физических и юридических лиц, помогающих неприбыльным организациям, должны распространяться налоговые льготы (такие как уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму пожертвования или налоговый кредит).
3.5 НДС, другие налоги и таможенные платежи. Общественно полезные организации и их деятельность должны пользоваться особо льготным режимом в отношении НДС, других налогов (например, налога на имущество), и таможенных платежей, предполагая, что закон устанавливает соответствующие ограничения, направленные на предупреждение нарушений и злоупотреблений.
3.6 Поддержка капитала в фонде. Законы должны устанавливать положения, которые обеспечивали бы поддержку формированию и существованию учредительного капитала фондов. Эти положения обычно включают в себя специальные налоговые льготы для пожертвований, переданных для формирования такого учредительного капитала, разумное инвестиционное регулирование, и т.д.
3.7 Иностранные пожертвования. Неприбыльная организация, соответствующим образом зарегистрированная или созданная, должна иметь право получать денежные или материальные пожертвования или переводы от организаций из других стран, международных организаций, а также физических и юридических лиц, расположенных в других странах, если при этом все соответствующие налоговые и таможенные законы исполняются.
3.8 Волонтеры. Законы должны поощрять работу волонтеров для НПО, путем поощрения нанимателей, чтобы последние позволяли своим работникам вести волонтерскую работу.
3.9 Партнерство между НПО и государством. Законы, включая законодательство о заказе, там, где это допустимо, должны содержать положения, которые бы поощряли партнерства между государством и НПО, например, через финансирование государством проектов, осуществляемых НПО, через граны и контракты.
4. Отчетность и прозрачность.
4.1 Отчетность перед государственным органом, осуществляющим надзор.
(а) Все отчеты, требуемые от неприбыльных организаций, должны быть как можно более простыми для заполнения и унифицированными для разных государственных органов, если требуется их предоставление в несколько органов.
(б) Любая неприбыльная организация, осуществляющая общественно полезную деятельность в значительных объемах или пользующаяся значительной материальной поддержкой общественности, должна предоставлять сооответствующие отчеты как минимум ежегодно по своим финансовым операциями деятельности в соответствующие орган, который уполномочен осуществлять общий надзор за деятельностью.
(в) Все требования по отчетности должны предусматривать положения, защищающие законные личные интересы доноров и получателей помощи, а также защищать конфиденциальную информацию и информацию, являющуюся интеллектуальной собственностью.
4.2 Аудит, проводимый, государственным органом, осуществляющим надзор.
(а) Так же, как и в случаях с другими юридическими лицами, государственный орган, осуществляющий надзор, должен иметь возможность проверять документы, записи, и деятельность неприбыльной организации в течении нормального рабочего времени, при предварительном уведомлении. Это право поверки не должно быть использовано для того, чтобы ограничивать использование права физического лица на объединение, а также для причинения вреда организации.
(б) Для обеспечения соответствия требованиям закона, вся отчетность неприбыльных организаций может подлежать выборочному или спонтанному аудиту государственным органом, осуществляющим надзор за их деятельностью, но такой аудит не может быть использован для паричинения вреда организации или лицам, связанным с ней.
4.3 Отчетность перед и проверки, проводимые налоговыми органами. Справедливо требовать отдельные отчеты для налоговых органов. Различные виды отчетов могут требоваться по различным налогам (например, по налогу на прибыль, НДС, и т.д.). Малые НПО должны быть освобождены от подачи налоговых отчетов или должны предоставлять их по упрощенной форме.
4.4 Отчетность перед и проверки, проводимые лицензирующими органами. Любая неприбыльная организация, осуществляющая подлежащую лицензированию деятельность, должна предоставлять те же отчеты лицензирующему органу, что и любое другое физическое или юридическое лицо, занимающееся этой деятельностью.
4.5 Раскрытие или обеспечение доступности информации для общественности. Отчетность перед донорами.
а) Любая неприбыльная организация со значительным объемом деятельности или ресурсов или пользующаяся поддержкой общественности, должна публиковать, или другим образом обеспечивать доступность для общественности отчета о своих финансах, и деятельности. Этот отчет может быть менее детальным, чем отчет, предоставляемый осуществляющим надзор государственным органам, налоговым органам или лицензирующим органам и должен позволять анонимность доноров и получателей помощи в дополнение к защите конфиденциальной информации и информации, являющейся интеллектуальной собственностью.
б) Доноры могут требовать специальной отчетности как условия предоставления пожертвований.
4.6 Особые санкции. В дополнение к общим санкциям, которые распространяются на неприбыльные организации, как и на другие юридические лица (например, по сделкам или из причинения вреда здоровью), допустимо налагать специальные санкции (например, штрафы и пенни, или возможность принудительного прекращения деятельности) за нарушение законодательства, специфического для неприбыльных организаций (например, недобросовестная практика по сбору пожертвований с общественности, или нарушение особых правил в налоговом законодательстве).
[1] Иванова И. Ю., Либоракина М. И., Толмасова А. К. "Проблемы налогового режима для благотворительности и негосударственных некоммерческих организаций и перспективы его изменения". – Налогообложение российских некоммерческих организаций: теория и практика. МОНФ, 2004.
[2] Global Civil Society: Dimensions of the Nonprofit Sector. The Johns Hopkins Comparative Nonprofit Seсtor Project, 1999
[3] "The Role of a Good Legal Framework – Capacity Building and Sustainability", "A Survey of Best Practices from Around the World”, “Checklist for NPO Laws”, "Principles of Regulation of the Not-for-Profit Sector". International Center for Not-for-Profit Law. http://www.icnl.org
[4] U.S. Department of the Treasury Anti-Terrorism Financing Guidelines. http://www.ustreas.gov
[5] Lester M. Salamon, Wojciech Sokolowski, Regina List. Global Civil Society: An Overview. - The Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project, 2003
[6] N. Gregory Mankiw; David Romer; David N. Weil. “A Contribution to the Empirics of Economic Growth”. The Quarterly Journal of Economics, May 1992 (education); Amar A. Hamoudi; Jeffrey D. Sachs. “Economic Consequences of Health Status: A Review of the Evidence”. Center for International Development at Harvard University, Working Papre No 30, December 1999.
[7] Государственная политика в области содействия гражданским инициативам: позиция неправительственных организаций. 2000. http://www.demokratia.ru
[8] Salamon, Lester M. The New Emerging Sector. Johns Hopkins University Press, 1990.
[9] Государственная политика в области содействия гражданским инициативам: позиция неправительственных организаций. 2000. http://www.demokratia.ru