Вы здесь

Заключение ИЭГ на проект поправок Правительства РФ к проекту ФЗ о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию, а также на указанный проект ФЗ

Автор: 
Трутнев Эдуард Константинович
Содержание: 

Заключение Института экономики города на проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенный Правительством Российской Федерации в первом чтении 9 декабря 2014 года, а также на указанный проект федерального закона (далее – законопроект)​. 

Как отмечается в заключении ИЭГ, законопроектом предлагается переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. При этом некоторые из предлагаемых законопроектом способов такого перехода основываются на концептуально ошибочных положениях, противоречиях формально-юридического и содержательного характера.
  1. Законопроект создает дополнительные препятствия для органов местного самоуправления по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки (далее также - ПЗЗ).
  2. Законопроектом закрепляется концепция, предполагающая формально-юридическое существование ПЗЗ, но при этом допускающая их фактическое отсутствие.
  3. Законопроектом предусматриваются нормы, согласно которым в некоторых случаях разрешенное использование земельных участков может «определяться», «предусматриваться» не ПЗЗ, а документацией по планировке территории. 
  4. Законопроект создает противоречия, в части установления границ зон с особыми условиями использования территории, в частности, в отношении санитарно-защитных зон.
  5. Применительно к одной и той же области регулирования законопроект вводит два правовых инструмента – (1) классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который утверждается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, и (2) требования к содержанию регламентов использования территорий, порядок разработки и утверждения которых устанавливаются федеральными законам. Представляется, что один из инструментов является избыточным и таковым следует считать классификатор видов разрешенного использования земельных участков. 
  6. Представляется ошибочным закреплять исчерпывающий перечень территориальных зон, поскольку это приведет к блокированию развития института территориального зонирования, основанного на дифференцированном подходе к регулированию развития городов.
  7. Применительно к территориям, для которых органами местного самоуправления устанавливаются градостроительные регламенты, представляется неверным введение «зон запаса». 
  8. Законопроект содержит некорректные новые редакций норм ГрК РФ. 
  9. В законопроекте также имеется противоречие между частью 5 статьи 30 ГрК РФ и статьей 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
  10. Законопроект не исправляет ошибку, содержащуюся в части 3 статьи 42 ГрК РФ.

"В силу наличия концептуальных ошибок и противоречий, которые в совокупности неизбежно создадут препятствия на пути распространения и применения института территориального зонирования в России, рассмотренный законопроект нуждается в существенной переработке", - указывается в заключении Фонда "Институт экономики города". 

Заключение Института экономики города на проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенный Правительством Российской Федерации в первом чтении 9 декабря 2014 года, а также на указанный проект федерального закона (.pdf, 426.7КБ)

Структурное направление: 
Город: 
Москва
Регион: 
Россия