Вы здесь

Финансовое обоснование новой модели развития городов Российской Федерации в части расширения и дифференциации полномочий городов и управления городскими агломерациями

Название проекта: Финансовое обоснование новой модели развития городов Российской Федерации в части расширения и дифференциации полномочий городов и управления городскими агломерациями

Руководитель проекта от Фонда "Институт экономики города": исполнительный директор Полиди Т. Д. 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: 

В целях развития и финансового обоснования новой модели развития городов Российской Федерации в части обоснования предложений по расширению и дифференциации полномочий городов и управления городскими агломерациями.

В период после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наблюдается тенденция централизации реальных полномочий органов местного самоуправления и снижения их реальной финансовой самостоятельности

Основной целью перехода на новую модель развития городов является повышение вклада городов в экономический рост и повышение качества жизни на их территориях. Такая цель оправдана с точки зрения существующих возможностей по созданию условий для развития на территориях городов новой экономики, которая более мобильна и менее привязана к сырьевым источникам, но в большей степени предъявляет спрос на квалифицированный труд, технологический прогресс, инновации. При этом как современный бизнес, так и квалифицированные трудовые ресурсы предъявляют повышенный спрос к качеству организации жизни, городской среды и ведения бизнеса в городах.

Основываясь на российском и зарубежном опыте развития городов и с учетом существующего крайне высокого уровня неравномерности социально-экономического развития и финансово-бюджетной обеспеченности территорий новую модель развития городов Российской Федерации предлагается формировать на основе политики децентрализации и дифференциации.

Данная политика предполагает децентрализацию публичных полномочий и ресурсов в пользу городов при дифференцированном подходе к такой децентрализации по различным группам городов, в том числе децентрализацию в наибольшей степени в пользу крупнейших и крупных городов (крупных городских агломераций), как обладающих наибольшим экономическим потенциалом. Средние и малые города, находящиеся на другом краю такого распределения, в большей степени нуждаются в предоставлении целевых трансфертов из федерального бюджета в целях обеспечения повышения качества жизни в них.

ЗАДАЧИ/ЭТАПЫ

 

  1. доработан перечень полномочий (групп полномочий), которые предлагается передать на уровень городов различного типа в рамках модели «децентрализация и дифференциация», а также полномочий (групп полномочий), которые целесообразно передать на уровень управления городскими агломерациями, в том числе крупнейшими агломерациями - Московской и Санкт-Петербургской;
  2. проведена оценка объема бюджетных средств, требуемых для исполнения дополнительных полномочий (групп полномочий) городов;
  3. проведен анализ возможных источников финансирования расходов на исполнение дополнительных полномочий (групп полномочий) городов;
  4. проведена оценка объема средств, необходимых для реализации полномочий, передаваемых на уровень управления городскими агломерациями, в том числе крупнейшими агломерациями - Московской и Санкт-Петербургской;
  5. проведен анализ возможности и целесообразности предоставления прямых федеральных целевых трансфертов городам и городским агломерациям и оценка потребности в них, в том числе путем проведения конкурса на выделение субсидий для реализации проектов стратегического развития городов и городских агломераций;
  6. проведена оценка степени дифференциации бюджетных доходов субъектов Российской Федерации, городов сегодня и при проведении предлагаемых преобразований;
  7. проведены 3 круглых стола с профильными экспертами и представителями органов исполнительной власти на предмет возможностей и угроз для реализации предлагаемой реформы, в том числе в части выделения на конкурсной основе субсидий на реализацию проектов стратегического развития городов и городских агломераций;

на основе решения задач 1 - 7 подготовлены рекомендации по децентрализации и дифференциации полномочий городов различного типа, по полномочиям по управлению городскими агломерациями, по финансовому обеспечению дополнительных полномочий (групп полномочий), передаваемых городам, и полномочий по управлению городскими агломерациями, а также предложен концептуальный механизм организации конкурса на выделение субсидий для реализации проектов стратегического развития городов и городских агломераций.

ОТКРЫТЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Проведены 3 круглых стола с профильными экспертами и представителями органов исполнительной власти на предмет возможностей и угроз для реализации предлагаемой реформы, в том числе в части выделения на конкурсной основе субсидий на реализацию проектов стратегического развития городов и городских агломераций

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

  1. Доработка перечня полномочий (групп полномочий) для передачи городам и городским агломерациям
  2. Оценка объема бюджетных средств, требуемых для исполнения дополнительных полномочий (групп полномочий) городов
  3. Анализ возможных источников финансирования расходов на исполнение дополнительных полномочий (групп полномочий) городов
  4. Оценка объема средств, необходимых для управления городскими агломерациями
  5. Анализ возможности и целесообразности предоставления прямых федеральных целевых трансфертов городам и городским агломерациям, оценка потребности в них
  6. Оценка степени дифференциации бюджетных доходов субъектов Российской Федерации и городов сегодня и при проведении предлагаемых преобразований, подготовка интегральной оценки возможности финансирования дополнительных полномочий (групп полномочий) городов
  7. Проведение 3 круглых столов с профильными экспертами и представителями органов исполнительной власти на предмет возможностей и угроз для реализации предлагаемой реформы, в том числе в части выделения на конкурсной основе субсидий на реализацию проектов стратегического развития городов и городских агломераций.
  8. Подготовка рекомендаций по итогам работы

Фото Freepik

Структурное направление: 
Год начала: 
2017
Год окончания: 
2017
Источник финансирования: 

Закрыть