Название проекта: Финансовое обоснование новой модели развития городов Российской Федерации в части расширения и дифференциации полномочий городов и управления городскими агломерациями
Руководитель проекта от Фонда "Институт экономики города": исполнительный директор Полиди Т. Д.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
В целях развития и финансового обоснования новой модели развития городов Российской Федерации в части обоснования предложений по расширению и дифференциации полномочий городов и управления городскими агломерациями.
В период после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наблюдается тенденция централизации реальных полномочий органов местного самоуправления и снижения их реальной финансовой самостоятельности
Основной целью перехода на новую модель развития городов является повышение вклада городов в экономический рост и повышение качества жизни на их территориях. Такая цель оправдана с точки зрения существующих возможностей по созданию условий для развития на территориях городов новой экономики, которая более мобильна и менее привязана к сырьевым источникам, но в большей степени предъявляет спрос на квалифицированный труд, технологический прогресс, инновации. При этом как современный бизнес, так и квалифицированные трудовые ресурсы предъявляют повышенный спрос к качеству организации жизни, городской среды и ведения бизнеса в городах.
Основываясь на российском и зарубежном опыте развития городов и с учетом существующего крайне высокого уровня неравномерности социально-экономического развития и финансово-бюджетной обеспеченности территорий новую модель развития городов Российской Федерации предлагается формировать на основе политики децентрализации и дифференциации.
Данная политика предполагает децентрализацию публичных полномочий и ресурсов в пользу городов при дифференцированном подходе к такой децентрализации по различным группам городов, в том числе децентрализацию в наибольшей степени в пользу крупнейших и крупных городов (крупных городских агломераций), как обладающих наибольшим экономическим потенциалом. Средние и малые города, находящиеся на другом краю такого распределения, в большей степени нуждаются в предоставлении целевых трансфертов из федерального бюджета в целях обеспечения повышения качества жизни в них.
ЗАДАЧИ/ЭТАПЫ
- доработан перечень полномочий (групп полномочий), которые предлагается передать на уровень городов различного типа в рамках модели «децентрализация и дифференциация», а также полномочий (групп полномочий), которые целесообразно передать на уровень управления городскими агломерациями, в том числе крупнейшими агломерациями - Московской и Санкт-Петербургской;
- проведена оценка объема бюджетных средств, требуемых для исполнения дополнительных полномочий (групп полномочий) городов;
- проведен анализ возможных источников финансирования расходов на исполнение дополнительных полномочий (групп полномочий) городов;
- проведена оценка объема средств, необходимых для реализации полномочий, передаваемых на уровень управления городскими агломерациями, в том числе крупнейшими агломерациями - Московской и Санкт-Петербургской;
- проведен анализ возможности и целесообразности предоставления прямых федеральных целевых трансфертов городам и городским агломерациям и оценка потребности в них, в том числе путем проведения конкурса на выделение субсидий для реализации проектов стратегического развития городов и городских агломераций;
- проведена оценка степени дифференциации бюджетных доходов субъектов Российской Федерации, городов сегодня и при проведении предлагаемых преобразований;
- проведены 3 круглых стола с профильными экспертами и представителями органов исполнительной власти на предмет возможностей и угроз для реализации предлагаемой реформы, в том числе в части выделения на конкурсной основе субсидий на реализацию проектов стратегического развития городов и городских агломераций;
на основе решения задач 1 - 7 подготовлены рекомендации по децентрализации и дифференциации полномочий городов различного типа, по полномочиям по управлению городскими агломерациями, по финансовому обеспечению дополнительных полномочий (групп полномочий), передаваемых городам, и полномочий по управлению городскими агломерациями, а также предложен концептуальный механизм организации конкурса на выделение субсидий для реализации проектов стратегического развития городов и городских агломераций.
ОТКРЫТЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Проведены 3 круглых стола с профильными экспертами и представителями органов исполнительной власти на предмет возможностей и угроз для реализации предлагаемой реформы, в том числе в части выделения на конкурсной основе субсидий на реализацию проектов стратегического развития городов и городских агломераций
РЕЗУЛЬТАТЫ
- Доработка перечня полномочий (групп полномочий) для передачи городам и городским агломерациям
- Оценка объема бюджетных средств, требуемых для исполнения дополнительных полномочий (групп полномочий) городов
- Анализ возможных источников финансирования расходов на исполнение дополнительных полномочий (групп полномочий) городов
- Оценка объема средств, необходимых для управления городскими агломерациями
- Анализ возможности и целесообразности предоставления прямых федеральных целевых трансфертов городам и городским агломерациям, оценка потребности в них
- Оценка степени дифференциации бюджетных доходов субъектов Российской Федерации и городов сегодня и при проведении предлагаемых преобразований, подготовка интегральной оценки возможности финансирования дополнительных полномочий (групп полномочий) городов
- Проведение 3 круглых столов с профильными экспертами и представителями органов исполнительной власти на предмет возможностей и угроз для реализации предлагаемой реформы, в том числе в части выделения на конкурсной основе субсидий на реализацию проектов стратегического развития городов и городских агломераций.
- Подготовка рекомендаций по итогам работы