Почему собственники не могут найти общий язык с управляющими компаниями и чего не хватает сфере ЖКХ – в материале «АиФ-Нижнее Поволжье».
В июле заработала система ГИС-ЖКХ, где будет информация о тарифах, платежах, деятельности управляющих компаний, законодательных актах. Но только ли информационной прозрачности не хватает отрасли?
Почему собственники жилья не могут найти общий язык с управляющими организациями? Куда реформы ведут коммуналку? Об этом говорим с председателем правления общественного объединения «Ассоциация советов многоквартирных домов» Александром Ошеровым.
ЖКХ-монстр
Сергей Новицкий, «АиФ-Волгоград»: Уже лет 20 идут реформы коммунальной сферы. Они достигли цели?
Александр Ошеров: Не совсем. В середине 90-х, приступая к реформам, правительство страны хотело уйти от советского наследия, когда государству приходилось вмешиваться в любые мелочи, вплоть до мощности устанавливаемых лампочек в подъезде.
От мелочей ушли, но эффективно работающей системы так и нет. Разве в наших подъездах царит порядок, лифты новые, дворы убираются, идеально благоустроены, а специалисты управляющих компаний - электрики, сантехники, ремонтники, дворники - по первому зову откликаются на нужды жильцов?
Единственная цель, которая достигнута, - сформирован слой собственников жилья. Но в отсутствие наработанной практики самоуправления в жилищной сфере это достижение выглядит сомнительно.
- Какая проблема отрасли самая болезненная?
- Многие хрущёвки, сталинки, брежневки находятся в критическом состоянии. В целом износ жилого фонда в регионе достигает 70%. Во многих домах инженерная начинка - канализационные трубы, «электрика» - не менялась со времён постройки. Мы стоим на грани катастрофы. Если износ жилого фонда и его сетей ещё немного возрастёт, это будет означать разрушение домов.
Сегодняшнее ЖКХ - это какой-то монстр, гибрид из остатков советского сознания жильцов «за нас всё решат и сделают другие» и полукриминальной экономики в лице управляющих организаций.
Капремонт с приставкой «не»
- Разве программа капремонта проблему износа жилых домов не решит?
- В том-то и дело, что реализация программы капремонта пока выглядит полумерой.
Простой пример. На углу проспекта Ленина и улицы Краснознаменской Волгограда есть квартал однотипных домов, построенных в начале 70-х годов, где как раз закончен капремонт. Знаете, к чему он свёлся? Замазали трещины по фасаду и обшили его пластиковым сайдингом. В подъездах там по-прежнему ржавые трубы, старая проводка, запах гниющего мусора от мусоропровода.
Перед капитальным ремонтом дом должен пройти технический и энергетический аудит, где будет обсчитано всё: от теплоёмкости фасада до перечня необходимых работ по замене инженерных коммуникаций. Но у нас этого нет.
- Говорят, замену и ремонт инженерных сетей из перечня работ по капремонту исключили. А что остаётся?
- Фасадные работы, укрепление внешних несущих конструкций, крыш, козырьков, замена лифтов. И всё! Но с таким подходом качественного обновления дома не произойдёт. Кого обманываем, самих себя?
Плата до небес
- Общественник в системе ЖКХ - дело неблагодарное. Почему вы на него решились?
- Неблагодарное - мягко сказано! Но без вмешательства самих жильцов в процесс организации управления домом ситуация часто заходит в тупик. Лет пять назад мы создали один из первых домовых советов. Методом проб и ошибок искали пути влияния на нашу управляющую компанию и на органы власти. А повод для создания совета дома был прост - плату за электроэнергию нам подняли в течение одного месяца в несколько раз! Тогда платёжная строчка «общедомовые нужды» за свет, воду была ещё в новинку, и коммунальщики бессовестно пользовались этим, чтобы накрутить в эту плату как можно больше. Нам удалось добиться отмены в своём доме необоснованной платы за ОДН по свету и заставить УК выполнять свои прямые обязанности по обслуживанию дома.
- Легко ли создать реально работающий совет дома?
Досье
Александр Ошеров. Родился в 1961 году в Волгограде. Окончил Волгоградский политех. В советские времена работал в коммунальном хозяйстве, затем занимался юридическим консультированием организаций и бизнеса. Стаж общественной работы в сфере ЖКХ - около 10 лет. Член нескольких региональных общественных советов по ЖКХ.
- Адски трудно. Получается противоречие - совет дома должен возглавлять специалист, который будет заниматься проблемами дома в свободное от основной работы и семьи время, да ещё и бесплатно. В итоге появилось много псевдодомовых советов, которые неофициально создают и содержат сами УК. И этот нонсенс изначально заложен в жилищном законодательстве. Чтобы его устранить, надо в тарифах на жилищные услуги предусмотреть статью затрат на домовой совет.
- А что входит в его функции?
- Проверка качества работ по капремонту, по текущему ремонту и обслуживанию дома, допуск к расшифровке показаний общедомового прибора, созыв и грамотное проведение общих собраний собственников.
Маленькая деталь: подготовка общего собрания дома на сотню квартир обойдётся в среднем тысяч в 20 - 30. Это и рассылка уведомлений, и вся подготовительная юридическая, организационная работа.
Ответ - отрицательный
- Стали ли лучше работать управляющие компании после внедрения системы лицензирования УК?
- Я бы так точно не сказал. В системе лицензирования управляющих компаний также заложено противоречие - нет фильтра для недобросовестных коммунальщиков, нет отбора лучших из лучших по профессиональным качествам. Любой гражданин РФ может сейчас создать, образно говоря, ОО «УК Рога и копыта» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, благополучно сдать тесты по лицензированию и брать в управление хоть половину города, получив доступ к миллионным оборотам финансов. Но это, извините, нонсенс, так не должно быть. Так мы с коррупцией в ЖКХ никогда не покончим.
Сейчас специалистами ГЖИ в регионе только создаётся система объективной рейтинговой оценки деятельности управляющих компаний. «Убрать» недобросовестную УК с рынка коммунальных услуг пока что сложно, на это могут понадобиться годы! Ведь в судах предписания надзорных органов коммунальные коммерсанты могут оспаривать годами.
Пару лет назад на волгоградский рынок коммунальных услуг пришла муниципальная управляющая организация. Она была задумана как фактор конкуренции частным компаниям. Многие волгоградские собственники жилья тогда доверили управление своими домами именно муниципальной компании. Но стала ли МУК панацеей либо показателем лучшего качества коммунальных услуг в сравнении с «частниками»? Ответ отрицательный. Во дворе на Порт-Саида рухнул огромный тополь, перегородил проезжую часть. Мы оборвали уже все телефоны в МУК, но тополь и ныне там. Это работа эффективного управленца жилым фондом? Конечно же нет.
- Невесёлый у нас с вами получился финал разговора…
- Какова отрасль, такова и острота проблем. Единственный плюс, что сейчас можно наблюдать в сфере ЖКХ, - явно появилась большая информационная, финансовая прозрачность, чем 5 - 10 лет назад. Но и она относительная. Многие ли наши дедушки-бабушки, люди преклонного возраста, способны войти в Интернет, оценить достоинства системы ГИС-ЖКХ, вникнуть во все нормативные акты, тарифы? То-то же. Так что с управлением отраслью, с её экономикой пока что больше вопросов, чем ответов. И с каждым годом, увы, меньше их не становится.