28 июня 2017 года на полях Первого Всероссийского водного конгресса состоялись дискуссионные площадки - «Инфраструктурный тест-драйв концессионных проектов в сфере водоснабжения и водоотведения» и «Инвестиции в водохозяйственный комплекс России», в ходе которых были презентованы два ГЧП-проекта - модернизация ВОС города Петрозаводска Республики Карелия и строительство новой станции водоочистки в городском округе Лосино-Петровский Московской области, а также эксперты обсудили основные «критические точки» в реализации концессионных проектов, включая вопросы финансирования, возвратности средств инвестора и перевода процесса заключения концессионного соглашения на электронную площадку.
В рамках сессии «Инфраструктурный тест-драйв» первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Андрей Лаптев выступил с презентацией концессионного проекта по созданию очистных сооружений мощностью 11 тыс. м3/сутки в городском округе Лосино-Петровский Московской области. Проект намерены реализовать в рамках Стратегии развития ЖКХ РФ до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительством РФ №80-Р от 26.01.2016 г.
По словам Лаптева, в области сложилась крайне сложная ситуация с привлечением инвестора в сферу водоотведения. Среди основных проблем: высокий износ оборудования, большой объем сточных вод, отсутствие локальных очистных сооружений на промышленных предприятиях, высокая стоимость модернизации, ограниченный рост тарифа и низкая инвестиционная привлекательность.
Правительство Московской области рассмотрело два сценария реализации проекта: строительство очистных сооружений с применением новых технологий и строительство коллектора от ГКНС Лосино-Петровский до Щелковских очистных сооружений.
Предполагаемые инвестиции в проект также предложено осуществлять двумя путями: первый вариант включает в себя 300 млн. руб. средства Фонда ЖКХ, 100 млн. руб. - инвестора, 100 млн. руб. - плата концедента; второй вариант - 400 млн. руб. ПАО «Сбербанк» под 6% годовых, 100 млн. руб. - средства инвестора. Срок окупаемости проекта - 15 лет, концессионного соглашения - 30 лет.
Следующей выступила заместитель начальника отдела инвестиционной политики Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия Алена Колотушкина, презентовав проект строительства IV комплекса ВОС города Петрозаводска, который планируют создать на основе концессии.
Проект предполагает реконструкцию водозаборных оголовков, насосной станции II подъема, установку фильтров и расширение лабораторного комплекса. Общая стоимость проекта - 400 млн. руб., срок реализации - до 2029 года.
В ходе дальнейшей дискуссии «Итоговая сессия: Инвестиции в водохозяйственный комплекс России» эксперты высказали свои мнения относительно самых острых проблем в сфере реализации концессионных проектов, а также предложили решения.
В своем докладе представитель P&P Unity Семен Мокин рассказал о результатах проведенного исследования концессионных проектов. Так, к редким недостаткам, встречающихся в проектах, эксперт отнес: обязательства сторон, размер и порядок внесения концессионной платы, описание объектов концессионного соглашения (КС), порядок передачи земельных участков, сроки. К крупным - обеспечение обязательств концессионера и порядок возмещения расходов сторон при расторжении КС.
Также Семен Мокин отметил недостатки в: описании инвестиционных обязательств; условиях по тарифному регулированию; применении №275-ФЗ, в частности, перенос сроков реализации инвестиционных обязательств; конкурсной документации - критерии конкурса, требования к участникам, публикация материалов.
Также эксперт выделил следующие тенденции - это игнорирование новелл 275-ФЗ, непонимание цели задания и его содержания, отсутствие унитарных предприятий на стороне концедента, инициативные концессии (частная инициатива) намного качественнее конкурсных концессий.
Начальник Управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства Федеральной антимонопольной службы России Алексей Матюхин заметил, что складывается ощущение, что не все участники процесса подготовки концессии до конца понимают действующее законодательство в данной сфере. В частности, он дополнил, что из-за сложившейся ситуации, заключение концессионных соглашений предлагается перевести в электронный вид, то есть перенести все действия на электронную площадку.
Исполнительный директор Ассоциации «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин подчеркнул, что из-за своей сложности каждый новый концессионный проект создается практически с нуля, добавив, что заключение прямых соглашений «Банк - Субъект» все еще остается проблемным вопросом.
Заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ольга Сердюк обратила внимание присутствующих на общую тенденцию - низкое качество концессионных проектов, из-за сложностей, возникающих на этапе подготовки, а также самих текстов КС.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий отметил два основных тезиса, витающих на дискуссионных площадках: «бум концессий» и «концессии ради концессий».
Генеральный директор «Российские коммунальные системы» (РКС) Павел Курзаев выступил «в защиту» концессий, заявив, что инструмент это сложный, однако полезный и следует его внедрять.
Советник юридической фирмы LECAP Светлана Дубинина рассказала о назревшей необходимости рассмотрения вопроса об изменении объектов концессионного соглашения. Этому способствует меняющийся объем потребляемых услуг и требование повышения их качества, а также изменение в тарифном регулировании, ошибки в проектной документации и истечение срока эксплуатации отдельных объектов КС. В качестве рекомендаций эксперт отметила следующие: снятие запрета на изменения объема инвестиций, привлекаемых для финансирования инвестиционной программы, при заключении КС; установление на уровне НПА прямой зависимости изменения инвестиционной программы от изменений КС.
Вице-президент АКБ «Российский капитал» Ирина Булгакова рассказала о банковском финансировании инфраструктурных проектов, подчеркнув, что в проекты длительностью 15-30 лет банки не пойдут. Также она отметила, что с целью финансирования концессионных проектов следует уходить в сторону проектных облигаций. Например, выпуск публичных облигаций с целью привлечения денег населения.
Управляющий директор дирекции по транспорту и инфраструктуре Евразийского банка развития (ЕАБР) Николай Мерзляков поделился мнением, что наблюдается еще одна общая тенденция - наплыв небольших концессионных проектов стоимостью 100 - 300 млн. руб., которые, к тому же, еще и довольно трудоемкие.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова подытожила состоявшуюся дискуссию, отметив, что ситуация сегодня складывается так, что часто концессионер по концессионному соглашению получает сильно устаревшее оборудование, и когда он начинает работу, приходит огромное количество штрафов, которые нередко перекрывают объем первоначальных инвестиций.