Чтобы ГЧП по-настоящему заработало, нужен к нему системный подход. Пока же до конца это сделать не получается.
Государственно-частное партнерство – важнейший инструмент проведения экономической политики. В России это направление развивается крайне неравномерно, есть регионы лидеры, есть середнячки, а есть аутсайдеры. Объясняется такое различие, как объективными, так и субъективными факторами. Есть территории, которые сильно продвинулись в этом направлении. Но даже они жалуются на то, что пока в стране не выстроена четкая система реализации таких проектов. И пока она не появится, ГЧП останется второстепенным механизмом.
Команда, без которой нам не жить
Выход из кризиса связан с созданием новой хозяйственной модели; в пределах старого экономического порядка ситуацию кардинально не изменить. И одним из таких инструментов перемен является ГЧП.
В России растет количество проектов ГЧП, как и объемы вкладываемых в них средств. Сегодня это уже почти 2 трлн государственных и частных руб. Проекты ГЧП осуществляются на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Если говорить о сферах, то больше всего их в ЖКХ и энергетике, причем за последний год рост тут в 31%.
Бесспорным регионом лидером является ЦФО. По размеру инвестиций в проекты ГЧП он более чем в два раза превышает идущий на второй позиции Северо-Западный федеральный округ, это 500 и 200 млрд руб соответственно. Всего в ЦФО реализуется 627 проектов, из них в ЖКХ – 525. В СЗВО осуществляется 153 проекта.
Хотя ЦФО намного опережает другие округа по количеству проектов и объему привлеченных в них средств, однако распределение внутри региона очень неравномерное. С огромным отрывом лидируют Москва и Московская область. А вот другие субъекты Федерации сильно отстают. Причем, некоторые из них в рейтинге ГЧП занимают места в нижней части таблицы.
Лидером по числу проектов является ЖКХ, за ней идет транспортная сфера. Но в последнее время появились и новые тренды. Например, местная власть использует ГЧП для осуществления программ благоустройства. Еще один тренд на укрупнение проектов ГЧП.
Хотя цифры на первый взгляд впечатляют, на самом деле сегодняшний достигнутый уровень – это капля моря. По имеющим оценкам, количество проектов - всего 1% от того, что нужно стране, а по финансам – 10%. И надежд на серьезный прорыв нет, так как сегодня не хватает системности, в первую очередь в деле привлечения инвестиций.
Ничего нового изобретать не требуется, все механизмы известны, опробованы в мире. Надо только приспособить их под конкретную ситуацию в стране.
Как объясняет председатель Правления Центра развития ГЧП Павел Серезнев, сегодня идет процесс становления этого института. Во многих регионах создаются проектные офисы по ГЧП, приняты или принимаются местное законодательство, происходит переход к портфельному управления ГЧП-проектами.
Практика показывает, что успех возникает там, где власти реально заинтересованы в подобных начинаниях, а не там, где это делается ради того, чтобы отчитаться. То, что это именно так, хорошо видно на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Во второй столицы гораздо больше возможностей для развития ГЧП, однако в области оно развивается значительно успешней.
Сходное с Питером положение в ЮФО; условия для развития ГЧП там благоприятные, а результат ниже среднего. И только потому, что не сложилась хорошая команда.
По словам Павла Селезнева, Московская область стала первым в России регионом, где попытались реализовать системный подход.
Хрустальное яйцо ГЧП
Как рассказывает Заместитель Председателя правительства МО Денис Буцаев, прежде чем запустить механизм ГЧП была проделана большая подготовительная работа: принято нужное законодательство, сформирована специальная команда.
Реализация проектов ГЧП – это очень тонкая работа. Денис Буцаев сравнивает ее с хрустальным яйцом – одно неосторожное движение, и оно разобьется. Проект может сорваться на любом этапе: во время поиска инвесторов, оформления документации, во время переговоров об условиях контракта.
- Когда в 2013 году приступали к реализации программы по ГЧП, то многие вопросы казались неразрешимыми, - рассказывает Денис Буцаев. - А сегодня легче всего найти средства именно для реализации проектов ГЧП. Это особенно важно в условиях снижения бюджетного инвестирования. Более того, частные инвесторы, например негосударственные пенсионные фонды сами предлагают деньги на подобные программы.
Это не означает, что для развития ГЧП больше не существует препятствий. Они есть и серьезные. Пока ГЧП носит не системный характер, не существуют четких правил игры, нередко их меняют прямо на ходу, не посоветовшись ни с кем. С каждым инвестором приходится выстраивать свои отношения. Чтобы реализовать одни проект нужно под него изменить много условий.
Многие проекты выходят излишне дорогими. А происходит это по причине того, что не хватает исходных данных. Например, чтобы понять, насколько рентабельным может стать прокладка автомобильной трассы, надо иметь четкую информацию по трафику. А для этого целесообразно иметь общий план строительства дорог в регионе, общую социально-экономическую стратегию развития. У нас же даже там, где есть подобные документы, часто они мертворожденные.
Приходится заказывать отдельные исследования. Если для крупных проектов ГЧП эти затраты еще как-то окупаются, то для средних и небольших – зачастую становятся неподъемной ношей.
Когда готовится проект ГЧП, необходимо ясно понимать, что инвестор не должен нести лишние затраты, не предусмотренные договором. У нас же любят навешивать на него дополнительные обязательства. Это часто приводит к тому, что рушится вся модель, заключает подмосковный чиновник.
Когда власть и бизнес вместе
Активно развивается ГЧП в сфере концессионных соглашений в ЖКХ. Ежегодно их число возрастает более чем в два раза. Много таких соглашений связано с переработкой отходов, теплоснабжением, обычно подобные проекты хорошо финансируется. Сложней обстоит дело с водоканалами, очистными сооружениями.
По словам Исполнительного директора Ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексея Макрушина, дело бы двигалось быстрей и эффективней, если бы 90% времени не приходилось расходовать на образование чиновников муниципалитетов. Срочно нужна стандартизация процедур, это облегчит жизнь всем участникам процесса.
Другое препятствие связано с сопротивлением групп влияния, в первую очередь при реализации крупных проектов. Когда сталкиваются множество различных интересов, трудно рассчитывать на положительный результат.
Недостаток многих ГЧП-проектов в том, что они не носят комплексного характера. Инфраструктурные проекты редко приносят быструю отдачу. Но они могут оказывать косвенное воздействие на другие сферы. Если просчитывать этот эффект, то интерес к ГЧП мог быть серьезно возрасти. Но у нас редко на это обращают внимания.
В России, где власть и бизнес плохо находят общий язык, ГЧП несет не только экономическую, но и политическую функцию. Ведь ГЧП по самой своей природе соединяет в единый узел власть и бизнес. Власть принимает условия бизнеса, а бизнес работает по установленным властью правилам. Когда это происходит по взаимному согласию, то выигрывают все.