Вы здесь

Интервью министра архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) Веры Кузаковой в "Строительной газете"

Республика Саха (Якутия) — самый большой по площади субъект Российской Федерации, обладающий большим экономическим потенциалом. Как и другие регионы страны, Якутия решает сложные задачи: строит комфортное жилье, расселяет аварийные и ветхие дома, создает современную социальную инфраструктуру. Работать приходится в суровых природно-климатических условиях, и сегодня перед отраслью стоят задачи по совершенствованию технологий, укреплению материально-технической базы и расширению производства стройматериалов. О том, как обстоят сегодня в республике дела с возведением жилья и социальных объектов, как развивается индустрия стройматериалов, в интервью «СГ» рассказала министр архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) Вера КУЗАКОВА.

«СГ»: Как вы оцениваете текущее состояние строительного комплекса республики?

Вера Кузакова: По объемам и темпам ввода объектов Якутия стабильно идет с положительной динамикой. На 2016 год республика поставила перед собой задачу по вводу 600 тысяч квадратных метров жилья, а к 2020 году этот показатель необходимо довести до 1 миллиона. Также реализуются проекты «больших строек» — Якутской ГРЭС-2, газопровода «Сила Сибири». Запланировано строительство онкологического и кардиологического диспансеров. Планомерно вводим новые школы, детские сады и другие социальные объекты. Поэтому прогнозы на ближайшую перспективу у нас оптимистичные.

Конечно, сказался экономический кризис. У многих строительных организаций неустойчивое финансовое положение. Очень мало застройщиков, которые могут осуществлять строительство без господдержки. Им попросту не хватает оборотных средств и залогового имущества, чтобы брать большие кредиты на строительство крупных объектов. Наиболее устойчивыми и стабильными являются организации, которые ведут несколько видов деятельности, сочетают производство и строительство. Диверсификация производства позволяет поддерживать нормальное финансовое состояние вне зависимости от строительного сезона, активная фаза которого у нас составляет всего 6-7 месяцев.

«СГ»: Многие выступают за установление допустимого порога снижения начальной цены в аукционах на право заключения государственных строительных контрактов. Какая у вас позиция по данному вопросу?

В.К.: Этот вопрос назревает уже давно. Когда главным критерием выбора подрядной организации является предложение наименьшей цены, страдает качество строительства. В нашем случае также снижается конкурентоспособность местных строительных организаций, которые и так работают в сложных условиях. В свою очередь, подрядчики из центральной и средней полос не могут в полной мере учитывать особенности проектирования и строительства в наших климатических условиях. Но тут встает вопрос оценки этого допустимого порога. Важно не ограничить, а создать здоровую конкуренцию.

«СГ»: Сегодня много внимания уделяется развитию в регионах социальной инфраструктуры. Насколько темпы строительства образовательных учреждений соответствуют демографической динамике в республике?

В.К.: Это сфера, где требуется наибольший объем капитальных вложений. Отмечу, что наша республика осваивалась и застраивалась практически одномоментно, поэтому здания выходят из эксплуатации также в один период. Сейчас почти сто школ находятся в аварийном состоянии, практически все они деревянные. Добавьте сюда потребность в ликвидации второй смены обучения. Мы ставим для себя задачу ежегодно вводить минимум десять школ. При этом из-за малокомплектности школ и специфики строительства на Севере стоимость места на одного учащегося в разы дороже, чем в других регионах. Поэтому у нас высокая потребность в софинансировании для создания новых учебных мест и реконструкции зданий школ. Для привлечения внебюджетных источников финансирования мы провели работу по внедрению государственно-частного партнерства (ГЧП) в строительство дошкольных и общеобразовательных учреждений. В качестве инвесторов выступают застройщики.

В этом году началась активная фаза реализации проекта ГЧП по строительству 16 детских садов, развернуты работы на всех стройплощадках. Через механизм государственно-частного партнерства у нас заключены контракты еще по 12 проектам. Они относительно крупные, в их числе строительство международной арктической школы.

«СГ»: Есть ли вопросы, касающиеся региональной специфики, которые вы ставите перед федеральным центром?

В.К.: Да, это вопросы параметров софинансирования из федерального бюджета. Необходимо учитывать короткий строительный сезон в условиях Крайнего Севера и продолжительность строительного цикла в условиях вечномерзлых грунтов, который у нас составляет от двух лет и более. Как правило, у нас в первый финансовый год возводится нулевой цикл, затем необходим мониторинг состояния грунтов и только при достижении определенных параметров можно нагружать фундамент. А это требует времени. Кроме того, у нас очень сложная транспортная логистика. Помимо больших расстояний, при организации поставки стройматериалов и перевозки спецтехники надо учитывать ограниченные сроки речной навигации, действия автозимников и периода распутицы. Все это отражается на сроках реализации и, соответственно, на исполнении бюджетных обязательств.

«СГ»: А как обстоят в республике дела с производством стройматериалов?

В.К.: Основные производственные мощности строительной отрасли Якутии представлены заводами по выпуску цементной продукции, а также сборных железобетонных конструкций и изделий. Определенные перспективы имеются по выпуску стройматериалов из древесины, утеплителя на основе базальтового волокна и конструкций для быстровозводимых зданий.

Другое дело — определить стратегию отрасли, грамотно вписав ее в социально-экономическое развитие республики и отдельно взятых муниципальных районов. Наибольшим потенциалом в данное время обладает Хангаласский район, в котором почти половину от общего объема производимой продукции составляют стройматериалы. Причем этот потенциал возрастет со строительством моста через реку лену, который соединит поселок Нижний Бестях и Якутск в один мультимодальный транспортный узел.

«СГ»: Какие задачи стоят перед строительным комплексом Якутии на ближайшую и среднесрочную перспективу?

В.К.: Первоочередная задача для нас, как и для всех, — это реализация адресной программы переселения граждан из аварийного жилья. Тут необходимо подтянуть муниципалитеты в плане организации процесса и контроля за ходом строительства объектов. Также работаем над единой градостроительной политикой, которая должна сопровождаться снижением административных барьеров в строительстве. Стоят вопросы по качеству возводимого жилья, которые касаются всех участников процесса строительства — спрос должен быть не только со строителей, но и с контролирующих органов и системы СРО. Ведь, вкладываясь в строительство жилья и социальных объектов, государство инвестирует в самый главный экономический ресурс — человеческий капитал.

"Строительная газета"

Регион: 
Якутия

Закрыть