Преодолевая барьеры
Трудно ли строить в Москве? Сколько времени уходит на согласование необходимой документации и как меняется система регулирования градостроительной деятельности в России в целом и в столице в частности? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола в формате Urban Talks «Стало ли легче строить в Москве», прошедшего в рамках Московского урбанистического форума.
В дискуссии приняли участие представители Министерства строительства и ЖКХ России, департамента градостроительной политики города Москвы, Агентства стратегических инициатив, Национальной ассоциации застройщиков жилья, а также ряд представителей бизнеса и отраслевых организаций.
Как отметили собравшиеся, система регулирования градостроительной деятельности в России активно реформируется. И хотя прошло не так много времени с начала оптимизации в этой сфере, уже достигнуты впечатляющие результаты. Так, по оценке Всемирного Банка, в России «Индекс качества строительства» в 2015 году составил 14 баллов из 15. С 2010 по 2015 год Россия поднялась в рейтинге ВБ по показателю «Получение разрешений на строительство» на 60 позиций — со 179-го на 119-е место.
Помочь бизнесу
По мнению участников круглого стола, в условиях нынешнего кризиса для бизнеса важнее всего снижение административных барьеров наряду с сокращением финансовых издержек застройщиков при прохождении административных процедур.
Статс-секретарь, заместитель министра строительства и ЖКХ России Наталья Антипина напомнила, что до реформы по сокращению административных барьеров в строительной сфере застройщику приходилось тратить на все процедуры 423 дня. Сейчас срок всех согласований, по данным Всемирного Банка, — 263 дня, причем у Москвы лучшие показатели в России. 12 процедур уже переведены в электронный вид. Однако правительство Москвы совместно с Минстроем ставит задачу сократить срок согласований до 130 дней.
Старт нововведениям в столице был дан в 2012 году, когда мэр Москвы Сергей Собянин назвал снижение административных барьеров одной из главных задач города по созданию комфортного инвестиционного климата.
В качестве одного из важных индикаторов хода реализации программ по снижению административных барьеров используются целевые показатели рейтинга Doing Business Всемирного банка (ВБ). Рейтинг основывается на анонимном опросе застройщиков и девелоперов в 189 странах и отражает степень легкости ведения бизнеса, в том числе в сфере строительства.
По оценке ВБ (с учетом всех методологических условностей), в 2010 году застройщик в Москве тратил на административные процедуры 589 дней и 4,2 процента от общей стоимости проекта, в 2016-м — 244 дня и 1,7 процента от стоимости, то есть практически в 2,5 раза меньше. Так же уменьшилось общее количество процедур — с 48 до 19.
Департамент градостроительной политики Москвы разработал новый комплекс мер под условным названием «От проекта до объекта за 9 шагов». Подразумевается, что при строительстве низкорисковых объектов, то есть объектов, строящихся согласно Градостроительному кодексу РФ по упрощенной схеме регулирования, сроки согласований и затрат существенно снизятся: до 99 дней и 0,9 процента от стоимости объекта.
Две тенденции
По словам старшего директора Федерального центра проектного финансирования (группа ВЭБ) профессора Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Сергея Сиваева, благодаря реформам в градостроительной сфере Москвы наметились две основные положительные тенденции — общее сокращение согласительных процедур и переход ряда процедур в электронную форму, что и время экономит, и издержки сокращает.
О том, что Москва идет по пути упрощения разрешительных процедур и сокращения издержек, переводит все в электронный вид, рассказал в своем выступлении руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин. Он отметил, что подходить к этому процессу следует продуманно, поскольку нельзя бесконечно вносить изменения в законодательство и менять правила игры. Кроме того, задаваясь целью снизить административную нагрузку на бизнес, необходимо учитывать и другой аспект — безопасность строительства для самой столицы.
Общее количество строящихся объектов в Москве сегодня превышает 2,5 тысячи, общая площадь, на которой ведется строительство, — более 20 миллионов квадратных метров. «Регулирование должно быть максимально упрощено, но, с другой стороны, нужно учитывать, что не все административные барьеры являются барьерами», — подчеркнул руководитель департамента градостроительной политики города Москвы.
В то же время он отметил, что Москва занимает лидирующие позиции в России по переводу госуслуг в электронный формат. В 2015 году 73 процента всех заявлений в строительной сфере было подано через портал госуслуг. В 2016 году предстоит перевести в электронный вид еще ряд важных процедур.
В частности, ведется работа по переводу в электронный вид государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий — Геофонда города Москвы. Включение его в общую федеральную систему позволит в онлайн-режиме видеть всю картину инженерных коммуникаций на застраиваемой территории. «Таким образом мы хотим три шага, совершаемые инвестором при застройке, — ГПЗУ, предварительные техусловия и сводный план — объединить в одну услугу», — объяснил Сергей Левкин. Заявка, по его словам, будет поступать только в один орган власти, собирающий в электронном формате всю информацию и обеспечивающий инвестора полным пониманием того, что ему необходимо для реализации своего проекта.
Руководитель департамента градостроительной политики столицы также рассказал, что уже в течение двух лет правительство Москвы решает вопрос, касающийся городских инженерных сетей. Эта сфера достаточно проработана на федеральном уровне, действует ряд законов, однако процесс подачи девелоперами заявки на технологическое присоединение к инженерным сетям запутан, и условия постоянно меняются. Правительство Москвы вместе с Клубом инвесторов сформировало определенную позицию по данному вопросу, которая будет включена в дорожную карту с целью упорядочивания процедуры. Но Москва сделала шаги в этом направлении — на портале госуслуг уже доступна подача заявок на подключение к электрическим сетям (с 1 февраля) и на получение технических условий для договора на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения (с 1 марта).
«Мы поставили себе задачу к концу 2016 года завершить формирование сводного плана подземных коммуникаций и сооружений Москвы — не только существующих, но и проектируемых, поскольку застройщик должен не только видеть текущую картину, но и понимать, какие проекты будут реализованы в перспективе», — сообщил Сергей Левкин, отметив, что на сегодня только Нидерланды, Швейцария и Германия располагают подобными инструментами для инвестиционного сообщества.
Еще одна задача, решаемая в настоящее время, — оптимизация межведомственного электронного взаимодействия. Учитывая большой объем поступающих заявок на строительство, есть нюансы, требующие проработки на межведомственном уровне. По этим вопросам, пояснил Левкин, ведется большая работа комитетом госуслуг, аппаратом правительства, департаментом информационных технологий.
Кроме того, правительством Москвы принято решение о создании единого контактного центра. Суть этой революционной инициативы в том, чтобы собрать в одном месте всю необходимую информацию, которой будут пользоваться застройщики, органы власти, эксперты. Застройщики получат возможность обращаться напрямую к органам власти, курирующим ту или иную услугу, решающим те или иные вопросы. А с помощью калькулятора процедур, задав определенные параметры своего объекта, можно, исходя из действующих нормативов и регламентов, получить данные о последовательности действий, сроках выполнения и возможных отказах при некорректном предоставлении информации.
Подводя итоги, руководитель департамента градостроительной политики города Москвы отметил, что совместная работа с Минстроем, Минэкономразвития, Агентством стратегических инициатив, правительством Санкт-Петербурга позволила российской столице, согласно рейтингу ВБ 2015 года, подняться со 179-го на 56-е место. «По процедурам мы улучшили свои позиции в 2,5 раза, по количеству дней — в 1,7 раза, по стоимости — в 2 раза. Из 40 процедур, которые необходимы были ранее, осталось 19, и их дальнейшее сокращение требует значительных усилий», — отметил он. Задача-максимум для Москвы — сократить этот список до 11 процедур.
В то же время в целом по России со снижением административных барьеров в градостроительной сфере не все так гладко, отметили участники дискуссии. Регламенты и процедуры разнятся от региона к региону, сроки получения разрешений отличаются в десятки, а то и стони раз, рассказал общественный представитель АНО «АСИ» в Москве Дмитрий Волков. Решением проблемы может стать унификация процедур для регионов. Конечно, в условиях кризиса сделать это быстро вряд ли удастся, отметили участники встречи. Но позитивный опыт — и Москвы, и Санкт-Петербурга — уже есть, осталось только решиться пойти по этому пути.