Водное хозяйство стремительно движется к тому, чтобы стать киберфизической системой, которая объединит всех водопользователей и поставщиков. Цифровизации подлежат системы снабжения и отведения, подсистемы питьевых и сточных вод, а также процессы взаимодействия с заказчиками.
Одно из достижений в сфере цифровизации водоснабжения - создание Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Электронная форма учета облегчает процесс оплаты услуг, обмен информацией с потребителями и создает возможности для получения достоверной аналитики работы как всей сферы водоснабжения, так и отдельного предприятия.
Система уже готова к тому, чтобы получать показатели с приборов учета в электронной форме дистанционно. При этом в ГИС ЖКХ введена система уникальных идентификаторов единых лицевых счетов потребителей, которая позволяет перевести работу предприятий сферы ЖКХ в электронную форму.
Уже присвоено более 100 миллионов таких единых лицевых счетов. Они будут указываться в платежках, которые мы получаем в почтовые ящики.
Россияне смогут оплатить услуги ЖКХ в электронной форме или в банке в упрощенном порядке. Достаточно знать только этот номер единого лицевого счета, всю остальную информацию банк возьмет из ГИС ЖКХ. Пользователями системы уже являются 2,5 миллиона человек в разных городах, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые присоединяются к ГИС ЖКХ в следующем году.
Через систему без оплаты комиссии граждане уже совершили 180 тысяч платежей более чем на 500 миллионов рублей. По словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Михаила Евраева, это настоящая революция в мире ЖКХ.
- Наиболее активно размещают информацию в ГИС ЖКХ Рязанский, Владимирский, Костромской, Оренбургский и Ижевский водоканалы. Эти предприятия активно участвуют в цифровизации. Большое значение в процессе также играют профессиональные ассоциации, которые ведут активную работу по внедрению перспективных разработок. Если у ассоциаций есть предложения о том, как можно использовать аналитику ГИС ЖКХ в сфере водоснабжения, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций готово рассмотреть и обсудить их. Все данные в систему собирались не только для того, чтобы сделать сферу ЖКХ открытой для граждан и органов власти, но и для того, чтобы вывести качество работы предприятий на новый уровень и сократить большое количество всевозможной отчетности в бумажной форме, - отметил Михаил Евраев.
Вместе с тем, на II Всероссийском водном конгрессе эксперты назвали несколько проблем, препятствующих цифровизации водного хозяйства. Одна из них - нехватка знаний. Профессиональное среднетехническое образование во многих регионах представлено только на уровне наставничества на предприятиях. Из-за этого осваивать и применять инновации в деле проблематично.
Полный текст: Российская газета от 7 июня 2018 года