Лидером по числу картельных сговоров в стране премьер-министр Дмитрий Медведев назвал строительную отрасль. В "дорожной карте", которая была недавно принята, есть меры, которые должны исправить это. Какие, "Российской газете" рассказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян.
Рачик Ашотович, вы теперь курируете еще и стройку. Что необходимо поменять в отрасли?
Рачик Петросян: Строительная отрасль - большая распределенная система со множеством одновременно действующих управленческих механизмов. Поэтому изменения в отрасли могут быть эффективными только при условии того, что они будут носить системный характер. Залогом развития отрасли является, прежде всего, развитие конкуренции в ней, для чего и была разработана "дорожная карта". С помощью цифровизации предполагается решить множество проблем, связанных с административными барьерами, эффективностью ценообразования в строительстве, выбором наиболее эффективных инвестиционных решений.
Малые и средние компании массово уходят с этого рынка. Кто останется?
Рачик Петросян: Не так давно мы завершили мониторинг состояния конкуренции на рынке строительства, реконструкции и капремонта автодорог федерального значения. Исследование показало, что на указанные работы в 2015-2016 годах было затрачено 447,4 миллиарда рублей. Половину всех выполненных и оплаченных работ поделили между собой три участника рынка (две группы лиц и одна компания), и их доля растет из года в год за счет сокращения доли более мелких компаний. Убежден, что государство должно создавать условия комфортные условия для роста числа малых и средних предприятий, поскольку именно они являются залогом развития отрасли.
Для этого необходимо максимально ограничить искусственное укрупнение лотов на закупках дорожных работ. Понятно, что дробить единый крупный строительный объект не только неэффективно с точки зрения экономики, но даже опасно. А вот когда речь идет о содержании или текущем ремонте множества дорог местного значения, то в закупкетаких работ должны участвовать все компании, имеющие соответствующие допуски СРО и готовые предоставить финансовые гарантии за качество работ. Да, добросовестная конкуренция существенно повысит эффективность отрасли и снизить расходы бюджета.
Сейчас мы завершаем анализ состояния конкуренции на рынке кадастровых работ. Планируем до конца осени представить результаты. В планах до конца года - мониторинг распределения земель сельскохозяйственного назначения.
Как же будете ограничивать искусственное укрупнение лотов? Как я поняла, речь идет только о дорожных работах?
Рачик Петросян: В соответствии с комплексной "дорожной картой", утвержденной правительством и включающей 18 отраслей, будет проведен анализ практики формирования лотов по всей стране, разработаны критерии допустимости объединения видов работ и объектов в один лот. Действительно речь идет, прежде всего, о дорожных работах. Например, не так давно в суде рассматривался спор ФАС и Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Региональный минтранс закупал услуги по содержанию 8700 км дорог на территории всего субъекта на сумму более 15 миллиардов рублей, исключив возможность участия в аукционе организаций, заинтересованных в выполнении работ в отдельных административных единицах области, а также ограничив доступ к участию в закупке субъектов МСП.
ФАС была инициатором перевода госзакупок в электронный формат. Теперь вы заявляете, что и строительная отрасль должна быть переформатирована. Как перевести стройку в "цифру"?
Рачик Петросян: Для успешной цифровизации необходимо объединить функционал действующих электронных систем. И на цифровой платформе собрать воедино все обязательные требования, госуслуги и процедуры, электронные документы, например, разрешение на строительство или заключение экспертизы проектной документации. Внедрить в рамках одной платформы возможность заключения и исполнения контрактов, аналитику накопленных данных...
Полный текст: Российская газета от 10 октября 2018 года