Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг предлагают перечислять не гражданам, а напрямую поставщикам ресурсов и управляющим компаниям. Законопроект с такими изменениями подготовили и внесли в Госдуму члены Совета Федерации Аркадий Чернецкий и Виктор Рогоцкий. Ввести новую норму в действие планируется с 1 января 2018 года.
Сейчас субсидии на оплату "коммуналки" перечисляются непосредственно на счета граждан. Однако сенаторы бьют тревогу, они уверяют, что большинство граждан, получающих такие субсидии, не направляют их на оплату коммунальных услуг. Поэтому выплаченные им деньги расходуются не по целевому назначению. В Татарстане, по данным местных управляющих компаний, две трети льготников не используют полученные средства на оплату ЖКХ.
Авторы документа предлагают перечислять субсидии напрямую поставщикам ресурсов или компаниям, управляющим домом, чтобы деньги гарантированно поступили в счет оплаты услуг ЖКХ.
Это убережет людей от потери права на получение такой помощи от государства. Дело в том, что одним из условий предоставления субсидии является отсутствие задолженности по оплате услуг ЖКХ. Если получатель субсидии не оплачивает "коммуналку" в течение двух месяцев или не исполняет график реструктуризации долгов, выплата ему субсидии приостанавливается до полного погашения задолженности.
Авторы документа считают, что изменения упростят порядок предоставления субсидий гражданам, исключат нецелевое использование этих средств и сократят долги по ЖКХ в целом по стране.
Предложенные изменения не предполагают полный отказ от действующего принципа предоставления субсидий. Деньги могут перечисляться двояко: на карту, как это происходит сейчас, или в управляющую компанию по решению региональных властей.
"До начала нулевых субсидии шли ресурсоснабжающим, управляющим организациям, - говорит Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС. Однако потом все льготы были переведены в натуральную форму.
Поэтому при рассмотрении этих изменений не лишним будет вспомнить, почему такое решение было принято. Оно позволяло устранить посредника в получении помощи и все связанные с таким посредником нарушения.
Перечисление денег напрямую управляющей компании и ресурсоснабжающей организации требует от государства усиленного контроля за расходованием средств, а это дополнительные ресурсы и штат чиновников, поясняет Игорь Кокин.
Можно было бы поставить ограничения на расходование этих средств со счетов граждан, чтобы оплатить за счет субсидий можно было только коммунальные услуги.
Но и эта схема более сложная по сравнению с существующей, отмечает эксперт. Главным, по его мнению, является тот факт, что все эти варианты уже обсуждались и действующий порядок был признан самым оптимальным. На получение субсидии могут рассчитывать граждане, у которых расходы на коммунальные услуги превышают 22 процента от среднего дохода семьи. В зависимости от региона порог дохода разнится. Например, москвичам субсидии предоставляются, если оплата ЖКХ больше десяти процентов семейного бюджета.