Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, направленный на усиление контроля в сфере долевого строительства.
На заседание Думы документ планируется вынести 24 января.
Законопроект, внесенный группой депутатов во главе со спикером Вячеславом Володиным, предусматривает установление правительством РФ обязательных требований к организации и проведению государственного контроля в области долевого строительства. При этом функции по контролю за долевым строительством возлагаются исключительно на органы регионального госстройнадзора либо иной контролирующий орган, создаваемый специально для этих целей.
Минстрой России наделяется полномочиями по согласованию назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов, осуществляющих контроль за долевым строительством. Региональные органы власти будут обязаны вносить в единую информационную систему жилищного строительства информацию о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением средств граждан.
В целях оперативного контроля за соблюдением требования о наличии у застройщика одного расчетного счета в уполномоченном банке ко второму чтению целесообразно включить в перечень субъектов информационной системы уполномоченные банки, считает глава комитета Николай Николаев.
ЗАЩИТА ГРАЖДАН
Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства на постоянной основе будет контролировать соблюдение застройщиками требований законодательства о долевом строительстве с использованием единой информационной системы. Фонд будет обязан уведомлять контролирующие органы и органы регистрации прав на недвижимое имущество о несоответствии застройщика требованиям законодательства о долевом строительстве. В случае получения такого уведомления регистрация договора участия в долевом строительстве будет невозможна до исправления таких несоответствий.
Комитет отмечает необходимость дополнительного обоснования ко второму чтению предложенного разработчиками внесудебного порядка приостановления деятельности застройщика по привлечению денежных средств дольщиков на основании выявленного Фондом защиты прав граждан-участников долевого строительства его несоответствия обязательным требованиям. При этом должен быть определен порядок оспаривания застройщиком действий этого фонда по приостановлению данной деятельности, полагает Николаев.
Законопроект обязывает застройщиков раскрывать информацию о бенефициарных владельцах, которые прямо или косвенно вправе распоряжаться пятью и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции застройщика. Одновременно вводится солидарная ответственность владельцев (бенефициаров) застройщиков за убытки, причиненные гражданам-дольщикам. Комитет намерен уточнить положения, касающиеся сведений, позволяющих идентифицировать учредителя (участника) и бенефициарного владельца и подлежащих раскрытию застройщиком в проектной декларации, а также солидарной ответственности.
В целях усиления контрольных функций банковского сопровождения деятельности застройщика вносятся изменения с целью исключения нецелевого характера осуществляемых им платежей. Одновременно вводится запрет на использование таких способов привлечения средств граждан для строительства многоквартирных домов, как выпуск жилищных сертификатов и участие граждан в жилищно-строительных кооперативах. Исключение сделано лишь для тех кооперативов, что осуществляют строительство на земельных участках, предоставленных из муниципальной или государственной собственности.
Законопроектом вносятся изменения в части установления особенностей взаимодействия застройщиков с уполномоченными банками, опубликования сведений об открытии и закрытии расчетного счета застройщика, определения финансовых требований к застройщикам в случае размещения средств участников долевого строительства на счетах эскроу, а также порядка осуществления расчетов участников долевого строительства с застройщиками. Помимо этого, уточняется, что ограничения со счета застройщика снимаются с момента ввода дома в эксплуатацию и регистрации права собственности, хотя бы в отношении одного объекта.