Мы уже рассмотрели, как вырабатывается и потребляется тепло в нашей стране. Среди множества находок и проблем этой отрасли на наших глазах формируется система теплоснабжения будущего. Вместе с тем, важно учесть опыт зарубежных стран, расположенных в схожем с нашим климатическом поясе, каждая из которых пошла по своему пути организации отопления жилых зданий. Как в них производится тепло и как распределяется? Каковы “плюсы” и “минусы” каждой системы?
Как можно производить тепло
Роль, которую играет централизованное теплоснабжение в той или иной стране, зависит от таких факторов, как климат, экономическая или политическая конъюнктура, отмечают авторы книги“Энергетика: история, настоящее, будущее”. Для успешной работы системы централизованного теплоснабжения необходим как рынок сбыта, так и “дешевый местный источник энергии”, которым может быть теплота, вырабатываемая вместе с электричеством (Дания и Финляндия), геотермальная энергия (Исландия), тепло мусоросжигательных заводов (Норвегия) или комбинация различных источников энергии (Швеция). Напомним, в России значительная часть тепловой генерации связана со сжиганием газа в режиме когенерации – совмещенной выработки электроэнергии и тепла.
Успешный опыт развития, в целом схожий с российской системой теплоснабжения, имеется в Дании. Но есть и существенные отличия. В этой стране с 1973 года было реализовано сразу несколько программ развития энергетики. Доля тепла, вырабатываемого в комбинированном цикле с электроэнергией выросла с 33% до 60%. За счет возобновляемой энергии обеспечивается 20% централизованного теплоснабжения, сжигания отходов – 10%, сжигания биомассы – 9%, промышленных отходов теплоты – 1%. Всего лишь 16% теплоты централизованных систем производится при сжигании органического топлива на водогрейных котельных (нефти – 1%, природного газа– 11%, угля – 4%).
Централизованное теплоснабжение является основным методом теплоснабжения в городах Финляндии. Основным топливом для централизованного теплоснабжения и комбинированной выработки теплоты являются уголь, природный газ, торф и нефть.
В 1990 году город Хельсинки был удостоен Почетной награды ООН в области охраны окружающей среды за реализацию программы централизованного теплоснабжения, которая использовала комбинированную выработку для снижения уровня потребления топлива и, в конечном итоге, улучшения состояния окружающей среды.
Централизованное теплоснабжение Швеции в большинстве случаев находятся в управлении муниципальных предприятий, которые, как правило, также ответственны за электроснабжение потребителей. В структуре централизованного теплоснабжения Стокгольма особое место занимают 3 ТЭЦ и одна станция теплоснабжения.
Интересен опыт Норвегии, где сделали ставку на сжигание бытовых отходов и активно используют нефтепродукты. Система централизованного теплоснабжения Норвегии поставляет тепловую энергию для 3% бытовых потребителей. Основным источником энергии для выработки теплоты, поставляемой системой централизованного теплоснабжения, являются отходы (49%), еще одним важным источником служит нефть (20%), при этом доля электрической энергии составляет 11%.
Столица Норвегии Осло, в которой насчитываются 800 тыс. жителей, только на 10% снабжается теплотой от централизованной системы теплоснабжения. Это связано с особенностями норвежской энергетики (98% общей выработки электроэнергии в стране составляет доля гидроэнергетики, а остаток покрывается ветроустановками). Достаточное количество дешевой электроэнергии стимулировало развитие электроотопления (его доля в стране достигает 70%).
Уникален опыт Исландии. Эта страна обладает большими запасами геотермальной энергии и поэтому отопление страны практически полностью обеспечивается этим источником энергии. Доля геотермальной теплоты в централизованном теплоснабжении составляет 96%, остальные 4% тепла вырабатываются электрическими котлами. Этот опыт можно учесть, например, для отопления геологически активных регионов России, например, Камчатки.
Как можно распределять тепло
При анализе ситуации в российском теплоснабжении часто звучит критика российской модели формирования стоимости оплаты за тепловую энергию. Виктор Семенов, президент некоммерческого партнерства “Российское теплоснабжение” уточняет, что во многих зарубежных странах также используется тарифная система формирования оплаты за тепловую энергию.
Величина тарифов (они, как правило, многоставочные) разная. При этом надо учитывать у них стоимость топлива, т. е. если мы вычтем затраты на топливо, оставим только транспортную составляющую, то эта часть равна существующим российским тарифам на передачу энергии, но при совершенно другом качестве теплоснабжения потребителей. Этих денег при снижении издержек оказывается достаточно для того, чтобы развиваться, строиться и совершенствовать систему.
После реформы РАО ЕЭС критике в России подвергалась и система распределения генерирующих мощностей, значительная часть которых вошла в состав негосударственных компаний. За границей существуют разные варианты: от общественного владения источниками и сетями, как в Дании, до совместного владения с муниципалитетами. Например, в Хельсинки две компании являются акционерными обществами с большей частью акций у муниципалитета. И с ними стыкуется большой район, где все принадлежит частным владельцам из Германии. В Париже применяются концессионные схемы, но при этом надо представлять, что договор концессии на эксплуатацию тепловых сетей в Париже по объему составляет 1 700 страниц.
Никакая схема владения не имеет принципиальных преимуществ, считают эксперты. Например, в Риге владение тройственное: 49% акций – у государства, 49 % – у муниципалитета, а 2 % – в свое время отдали банку, чтобы он служил арбитром, а сейчас эти 2% выкупила иностранная компания.
В некоторых городах Германии, например, потребитель может выбирать, каким источником тепла им пользоваться: от местной ТЭЦ, электрообогревателем или, скажем, газовым котлом. Например, город Карлсруэ уже давно отказался от монополии – централизованной системы теплоснабжения. Житель города может свободно выбирать, старательно взвесив все плюсы и минусы, какой вариант теплоснабжения ему больше подходит. Тарифы на тепло назначает не правительство, а сами предприятия, обеспечивающие граждан теплом. А так как в договоре всегда указана фиксированная цена, никому и в голову не приходит в одностороннем порядке повысить расценки.
Другой пример рациональной организации муниципальной теплоснабжающей организации имеется на территории бывшей ГДР. После объединения Германии 15 крупнейших энергетических комбинатов на территории Востока должны были быть переданы компаниям из Западной Германии. В правительстве считали, что именно такой стратегический ход обеспечит непрерывное, а главное стабильное финансирование отнюдь не новой коммунальной инфраструктуры.
Но руководители города Франкфурт-на-Одере пришли к выводу, что замена государственной монополии другой монополией, западногерманским энергетическим концерном, – это отнюдь не лучшее решение. Вначале коммунальное предприятие Франкфурта полностью принадлежало муниципалитету. Кроме обеспечения жителей теплом и электричеством, предприятие проводило и другие работы: водо- и газоснабжение, обслуживание канализации и уборка мусора. Власти города утверждают, что благодаря созданию многопрофильного предприятия во Франкфурте существенно повысился уровень экономического развития, стала более совершенна техника и организация работ. Спустя некоторое время муниципалитет стал привлекать в город инвесторов, взамен предлагая купить акции коммунального предприятия.
Со временем появились десятки сторонних компаний, которые начали довольно успешную конкуренцию с муниципалитетом. Конкуренция заставляет предприятия повышать качество услуг, понижать цены и предлагать дополнительные варианты подключения. Таким образом энергосервисная компания стала очень быстро набирать клиентов, предлагая им воспользоваться дополнительными планами подключения кредит, лизинг и другие.
Таким образом, значительное разнообразие систем теплоснабжения в западных странах позволяет максимально широко использовать этот опыт при модернизации отечественных систем отопления. От создания геотермальных систем до более активного использования мусора в качестве топлива. В ракурсе владения теплоснабжающими предприятиями – варьирования частных, муниципальных и государственных схем в зависимости от объективных условий хозяйствования. А также грамотного развития комбинированного цикла выработки тепла вкупе с точечным развитием альтернативных систем отопления там, где прокладка труб выглядит неэффективным решением. Именно тогда мы можем получить гармоничную и эффективную систему теплоснабжения, отвечающую на весь спектр вызовов, которые предъявляет ей наша огромная и ни с кем не сравнимая страна.