За все годы с момента введения в Жилищный кодекс Российской Федерации раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" в него почти не вносились изменения, направленные на улучшение регулирования способа "специальный счет"
Запись дискуссионного клуба доступна на YouTube канале ИЭГ
Между тем, в последнее время в отношении капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) со специальными счетами высказывается много замечаний, касающихся нецелевого использования средств, привлечения неквалифицированных подрядчиков, отсутствия надлежащего контроля за качеством проводимых работ и др.
Работа дискуссионного клуба проходила в дистанционном формате. В дискуссии приняли участие представители профильного комитета Государственной Думы Российской Федерации, региональных ассоциаций владельцев специальных счетов и ассоциаций ТСЖ, СРО управляющих организаций и управляющих организаций и эксперты.
И. В. Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города", представила предложения по внесению изменений в законодательство, которые, с одной стороны, могут улучшить ситуацию в решении практических вопросов организации капитального ремонта МКД со специальными счетами, а с другой стороны, дадут больше возможностей для эффективного использования собственниками средств на специальных счетах.
Участники дискуссии поддержали ряд предложений ИЭГ, в том числе, о предоставлении собственникам помещений в МКД со специальными счетами возможности расходовать средства, сформированные за счет минимальных взносов, на проведение более широкого перечня работ, чем определено для регионального оператора, а также о необходимости разработки методических рекомендаций по организации капитального ремонта МКД со специальными счетами. Большая часть участников дискуссии высказали мнение, что строительный контроль со стороны собственников помещений за работы по капитальному ремонту должен быть обязательно и осуществляться путем привлечения стороннего лица. По общему мнению, представители исполнительного органа государственной власти, ответственного за реализацию региональной программы, органа государственного жилищного надзора, органов местного самоуправления не должны входить в комиссию по приемке выполненных работ по капитальному ремонту. Акт приемки должны подписывать уполномоченный представитель собственников помещений и лицо, осуществлявшее строительный контроль.
При подведении итогов дискуссии было предложено представить консолидированные предложения Экспертному совету Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ и направить в Минстрой России.