На встрече были представлены результаты анализа пространственного распределения малоэтажной жилой застройки (в том числе ИЖС) по территории крупнейших агломераций, оценке обеспеченности такой застройки социальной инфраструктурой, транспортной доступности ареалов такой застройки и качества среды в них
В мероприятии приняли участие представители городов и регионов, федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, эксперты. Модератором дискуссии выступила президент Фонда "Институт экономики города" Н. Б. Косарева.
Запись дискуссионного клуба доступна на YouTube канале ИЭГ
Т. Д. Полиди, вице-президент Фонда "Институт экономики города", представила цели и задачи исследования, методику и основные результаты (презентация Т. Д. Полиди доступна по ссылке, полный текст исследования доступен по ссылке). На примере роста доли ИЖС во вводе жилья в большинстве из 17 крупнейших городских агломераций было отмечено, что такая форма владения жильем не вымывается из жилищной и градостроительной сферы, а наоборот активно развивается, что подтверждает, что данной теме необходимо уделять пристальное внимание на всех уровнях градостроительной и жилищной политики.
Целью исследования являлся анализ количественных и качественных характеристик малоэтажной жилой застройки и ее пространственного распределения по территории крупнейших городских агломераций. В рамках исследования были выполнены следующие задачи:
- выделение компактно расположенных однородных территорий с преобладанием малоэтажной жилой застройки (ареалов малоэтажной жилой застройки);
- оценка расположения таких ареалов в пространственной структуре агломерации;
- описание количественных и качественных характеристик малоэтажной застройки таких ареалов;
- оценка доли такой застройки в общем объеме жилищного фонда в агломерации (в границах территории анализа);
- построение типологии агломераций на основе полученных оценок количественных и качественных характеристик ареалов малоэтажной жилой застройки;
- анализ налоговых доходов от земли и жилья;
- оценка доступности приобретения индивидуальных жилых домов в рассматриваемых агломерациях.
Исходя из полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы и рекомендации:
1. В 8 из 17 агломераций МЖЗ сохраняет значимую роль в морфологии жилых районов центра и срединной зон, однако находится под угрозой вытеснения высотной застройкой и недостаточно обеспечена социальной инфраструктурой.
Для таких агломераций важными направлениями градостроительной политики по поддержке МЖЗ являются:
- повышение качества городской среды и доступности социальной инфраструктуры в районах МЖЗ, в которых происходит естественное обновление, и оценка целесообразности КРТ районов МЖЗ, в которых уже есть высотная застройка и состояние застройки неудовлетворительное;
- установление жестких градостроительных регламентов (этажность, размеры ЗУ) и контроль за их выполнением в целях недопущения дальнейшего вытеснения МЖЗ высотной застройкой в тех ареалах МЖЗ, которые требуют сохранения.
2. В 9 из 17 агломераций МЖЗ преобладает в периферийной зоне, для которой характерны проблемы низкой транспортной доступности и доступности социальной инфраструктуры, низкого качества среды, что ограничивает использование такого жилья как основного или как второго жилья (а не только как сезонной недвижимости).
Для таких агломераций приоритетом градостроительной политики по поддержке МЖЗ является улучшение транспортной доступности, что позволит и повысить временную доступность социальной инфраструктуры.
Участники дискуссионного клуба выступили с вопросами и предложениями в отношении методики проведенного исследования. А. А. Быкова, эксперт ГБУ «Аналитический центр», предложила расширить границы анализа для Московской агломерации, для учета территории Новой Москвы, Я. Н. Ганзер, начальник управления инвестиций и строительства ООО «Газпром энергохолдинг», предложила учесть в анализе уровень газификации малоэтажной жилой застройки. С комментарием выступил В. И. Преображенский, исполнительный директор Клуба Инвесторов Москвы, отметив, что застройщики при выборе площадок для застройки коттеджами и другими видами МЖЗ в основном ориентируются на транспортную доступность территории, причем на общественном транспорте, и что без обеспеченности территории инфраструктурой, особенно инженерной, а также рабочими местами, проекты МЖЗ будут оставаться экономически невыгодными.
Т. Д. Полиди в дополнение также отметила, что в настоящее время серьезной проблемой является несогласованность транспортной и градостроительной политики, что приводит к застраиванию периферии агломераций многоквартирными жилыми домами. А также, что соседство малоэтажной и многоэтажной застройки не будет иметь негативные эффекты только при условии правильного градостроительного зонирования и подготовки проектов планировки территории.
В заключение Н. Б. Косарева отметила, что пока для удовлетворения потребности населения в собственном жилье существует очень много ограничений, и требуются экономические и градостроительные решения, чтобы малоэтажная жилая застройка на периферии стала предпочтительной формой проживания.
Исследование проведено в рамках проекта "Оценка роли малоэтажной жилой застройки в пространственном развитии крупнейших агломераций России", реализуемого за счет средств Целевого капитала Фонда "Институт экономики города".