Вы здесь

800-летие Нижнего Новгорода. И. В. Генцлер о возможных форматах благоустройства городской среды

Дата публикации: 27.02.2022

Дорогие подарки

800-летие Нижнего Новгорода, с размахом отмечавшееся в прошлом году, стало центральным событием не только общественной жизни города: подготовка к торжествам с общим бюджетом 32 млрд руб. повлияла на многие аспекты развития региональной экономики — от объемов госзаказа до ситуации на рынке труда. При этом беспрецедентной стала спонсорская поддержка благоустройства: в подготовку к юбилею бизнес вложил порядка 6 млрд руб.

Общий бюджет на подготовку и проведение торжеств, посвященных 800-летию Нижнего Новгорода, оценивается в 32 млрд руб. По данным областных властей, от начала основного этапа подготовки празднования к моменту реализации мероприятий бюджет был увеличен в 32 раза.

В целом за год состоялось более 150 праздничных мероприятий разного формата, а кульминацией стало гала-шоу "Начало нового", которое состоялось 21 августа 2021 года. В тот же день город посетил президент Владимир Путин.

Кроме событийной программы власти вкладывались в развитие городской среды. В правительстве области неоднократно подчеркивали, что юбилей — хороший повод заняться территориями и объектами, которые ждали своей очереди десятилетиями. Инфраструктурная программа "Город 800" объединила проекты благоустройства ("Среда 800"), реставрацию объектов культурного наследия ("Реставрация 800") и преобразование локаций — символов города ("Символы 800").

Уроки юбилея

Во время подготовки к юбилею главные вопросы депутатов и общественности вызывали сроки проведения работ и сметы. Несмотря на то, что по многим объектам планирование и обсуждение концепций началось еще в 2019 году, законодательному собранию несколько раз за год пришлось корректировать областной бюджет, чтобы обеспечить финансирование: стройматериалы дорожали, проекты пересматривались, причем зачастую без детализации расходов.

Во взаимодействии с частными инвесторами тоже не все было гладко. Например, работать над благоустройством набережной Федоровского начинала компания "Автобан", но весной она вышла из проекта, и только в июне на Петербургском экономическом форуме правительство подписало соглашение с "Газпромом" о создании на набережной Парка-800.

В то же время в областном бюджете на 2022 год впервые появилась строка расходов на содержание новых объектов и общественных территорий, благоустроенных к 800-летию Нижнего Новгорода. На эти цели город получит 750 млн руб. Еще в 250 млн руб. оценены предстоящие расходы на обеспечение работы подсветки.

Социологический опрос, проведенный НИИ проблем социального управления по заказу "Центра 800" показал, что почти 78% жителей Нижегородской области довольны организацией празднования 800-летия Нижнего Новгорода. Недовольны праздником 21,4% нижегородцев, из них "абсолютно недовольны" 5,7%. В опросе приняли участие 2 тыс. человек, из них 60% — жители Нижнего Новгорода, 9,3% респондентов считают, что праздник оказал положительное влияние на все сферы жизни города. Тех, кто не согласен с этим мнением, оказалось 9%, еще 21,6% не смогли оценить значение юбилея для развития города. Основной причиной недовольства 75,5% нижегородцев стали длительные сроки благоустройства, "доставившие немало проблем". Более четверти заявили, что объекты для ремонта были выбраны неправильно.

Директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Ирина Генцлер говорит, что при подготовке городской среды к подобным торжественным датам муниципалитеты могут активнее использовать практику инициативного, или соучаствующего, бюджетирования, когда в обсуждение того, на что конкретно лучше потратить бюджетные и внебюджетные деньги в части благоустройства, вовлекается местное сообщество: "Опыт реализации в регионах федерального проекта „Формирование комфортной городской среды“ показывает, что, как правило, весь бюджет аккумулируется у какого-то государственного или муниципального учреждения, а потом расходуется через механизм государственного или муниципального заказа, даже если этому предшествовало общественное обсуждение неких идей и концепций, а местный бизнес и население внесли финансовый вклад для реализации проектов. Органы власти руководствуются принципом „вы нам дали денег — дальше мы сами, мы лучше знаем, что городу нужно“. В итоге ни население, ни бизнес не могут влиять на содержательные вещи, и результат часто вызывает очень много нареканий: использование подрядчиками несертифицированного оборудования, низкое качество материалов и самих работ, сорванные сроки и так далее. Альтернативой, особенно когда это касается городских пространств, дворовых территорий, может стать выделение тех же средств в виде субсидий территориальным органам общественного самоуправления (ТОС), которые готовы вложить в проект свою долю. Тогда при выборе подрядчика нет ограничений, как при госзаказе, — можно применять разные критерии и контролировать результат. Такие примеры благоустройства общественных пространств уже есть, например в Череповце и Ижевске, когда жители и представители бизнеса участвуют в проекте не только на стадии согласования концепции, а могут влиять на процесс на всех этапах".

 

Статья целиком на сайте "Коммерсантъ" от 25 февраля

Фото Роман Яровицын/ "Коммерсантъ" 

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть