Эксперты оценили риски тарифных скачков на ЖКУ
В настоящее время правительство РФ рассматривает возможность существенной корректировки некоторых базовых правил тарифной системы в той ее части, которая затрагивает интересы домохозяйств. Одна из идей состоит в том, чтобы начать устанавливать тарифы, исходя из потребности в средствах для модернизации коммунальной инфраструктуры. В этом случае понадобится одновременно нарастить объемы помощи низкодоходным группам населения. И как стало известно, недавно вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил федеральным ведомствам проработать вопрос об усилении мер адресной поддержки граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
"Речь идет о доведении тарифов до экономически обоснованных. При этом для социально незащищенных категорий граждан подорожание будет компенсировано", — комментирует намерения правительства эксперт тематической площадки "Жилье и городская среда" Общероссийского народного фронта Павел Склянчук.
Объемы такой компенсации могут быть весьма неодинаковы при разных вариантах увеличения тарифов и зависеть от региональных условий и стандартов, применяющихся в субъектах для предоставления субсидий малоимущим. Отталкиваясь от этих условий, Фонд "Институт экономики города" (ИЭГ) провел оценку, как может увеличиться число получателей субсидий на оплату ЖКУ и насколько возрастут расходы бюджета для предоставления таких субсидий, если тарифы на все коммунальные услуги повысятся, например, на 20%. При этом расчеты были выполнены для двух сценариев. В первом из них региональный стандарт максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном семейном доходе останется на существующем уровне (с действующей вариацией по регионам от 10% до 22%), а во втором размер стандарта во всех регионах будет установлен не выше 15%.
Конечно, эти расчеты носят сугубо гипотетический характер — никто на 20% тарифы пока поднимать не планирует. Но в любом случае при реализации намерений правительства некоторый тарифный скачок практически неизбежен, поэтому такая оценка рисков и возможных социальных последствий необходима.
Как показало исследование ИЭГ, в случае повышения тарифов на все коммунальные услуги на 20% совокупный платеж за ЖКУ в расчете на одного человека в целом по Российской Федерации увеличится на 213 рублей, или на 13,1%, по сравнению с размером платежа, который в 2019 году составлял 1607 рублей на человека в месяц. Одновременно доля расходов на ЖКУ в совокупном семейном доходе увеличится с 6,0% до 6,3%. Казалось бы, это немного, но по регионам картина заметно различается, и в тех из них, где доходы невелики, бремя ЖКУ для граждан достигнет более высоких величин.
В целом, в случае реализации первого сценария (стандарты предоставления соцподдержки прежние) число семей, которые будут обращаться за субсидией для оплаты "коммуналки", в среднем по стране может увеличиться в 1,8 раза — таких семей станет 6,7 млн вместо 3,7 млн (рост с 6,6% до 10,7% от общего числа семей). При втором сценарии количество семей, получающих субсидии, утроится — до 11,2 млн (их доля достигнет 24,8%).
В самом первом приближении реализация таких сценариев экономически оправданна. Оценки показывают, что рост тарифов на 20% увеличит доходы коммунальных предприятий примерно на 638 млрд рублей в год (из них 375 млрд — за счет платежей населения), тогда как для обеспечения необходимой адресной поддержки граждан с низкими доходами потребуется увеличить бюджетные расходы лишь на 150 млрд (первый сценарий) или на 286 млрд рублей в год (второй сценарий). Таким образом, теоретически 488 или 352 млрд рублей дополнительных средств могут быть направлены на модернизационные мероприятия.
Вместе с тем, картина, при которой происходит резкий рост числа льготников (до трети населения), имеет не самый "здоровый" вид. И большинство субъектов будут нуждаться в усилении федеральной помощи для обеспечения текущих стандартов максимально допустимой доли расходов на ЖКУ (тем более, если снизить планку до 15% для всех субъектов, как предлагают эксперты). Кроме того, необходима дополнительная оценка ряда других рисков. Например, в случае 20-процентного роста тарифов возрастут и расходы бюджетных организаций, и им также неизбежно потребуются субвенции. Также нельзя исключить, что часть дополнительно заработанных денег коммунальщики захотят распределить на сторонние цели. Например, на покрытие текущих убытков. Поэтому нужны механизмы контроля за распределением модернизационных допдоходов.
Нужен будет и ряд дополнительных решений по совершенствованию системы соцподдержки. "Площадь, которая учитывается при предоставлении субсидии, должна составлять не сегодняшние социальные 18 квадратных метров на человека, а больше соответствовать нынешним средним значениям обеспеченности жильем", — считает руководитель Комиссии ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова.
Ирина Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" ИЭГ:
"При увеличении тарифов на 20% один рубль роста расходов бюджета будет соответствовать прибавке доходов коммунального сектора на 4,26 рубля в первом сценарии и на 2,24 — во втором. И такое сопоставление расходов и доходов нуждающегося в дополнительных инвестициях сектора ЖКХ является основанием подумать, какое решение по тарифам следует принимать".
5,7% российских семей были получателями субсидий на ЖКУ в 2020 году.