Каковы сейчас стратегии развития городов России в контексте экономической и социальной сферы? Ответить на этот вопрос пытались региональные и федеральные эксперты, представители власти и бизнеса — участники прошедшего недавно в Ростове-на-Дону форума "Устойчивый город здесь и сейчас"
У них и у нас
Дискуссия началась с изучения мирового опыта устойчивого развития или ESG (аббревиатура расшифровывается как "экология, социальная политика и корпоративное управление"). В частности, региональный директор Южной локации консалтинговой компании AXENIX Виктория Супрунова рассказала, что за последние годы Дубай (ОАЭ) был трижды признан наиболее высокотехнологичным, чистым и счастливым местом для жизни. Сегодня этот город весь покрыт сетью бесплатного интернета, в нем полностью отказались от бумажных документов, а в госслужбы интегрируются технологии машинного обучения. Еще один яркий пример "города будущего", приведенный ею, — китайский Сюнъань, в котором уже внедрены практически все возможные современные передовые технологии: блокчейн, искусственный интеллект, цифровой транспорт, банкинг и т. д.
Что касается России, то самым "умным" городом, получившим даже соответствующий сертификат ISO, является, понятное дело, Москва, а вот в остальных регионах новые технологии находят применение пока лишь в узких областях, например, в системах видеонаблюдения.
Как считает Виктория Супрунова, ключевыми факторами для повсеместной автоматизации и цифровизации в городах в целях их устойчивого развития являются: понимание полезности и эффективности технологий, приоритизация потребностей населенных пунктов и выделение ключевых проектов для внедрения технологий. Естественно, не обойтись здесь и без квалифицированных кадров и достаточно высокого уровня государственной поддержки.
В поисках точек роста
С этой целью Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в начале этого года даже утвердил собственные рекомендации по содержанию и продвижению устойчивого развития в современной российской практике. Как отметила управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Елена Феоктистова, сейчас отечественный бизнес не только не ушел от этой повестки, но и всячески поддерживает это направление. По ее словам, значительный вклад в появление действующих "устойчивых инструментов" сделали, в частности, ВЭБ.РФ, Высшая школа экономики со своим Институтом регионального развития, Хартия живых городов, в которую вошли уже более 100 мегаполисов, и многие другие организации. "Остается только наладить на российских территориях мониторинг, позволяющий правильно оценить возможности регионов, выявить их проблемные места и точки роста и определить локальных игроков, готовых включиться в эту работу, — рассказала эксперт. — И 2023 год с этой точки зрения — особенный, так как позволяет сосредоточиться на этих вопросах. В каждом городе необходимо сформировать программу действий с определением задач, проблем, возможностей, потенциала развития и ключевых игроков".
"Зеленая" экономика
Обсудили в Ростове-на-Дону и экотему. К примеру, генеральный директор Фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов подробно рассказал об опыте Вологды, ставшей первым в России городом, разработавшим свой "Экологический стандарт" — документ опережающего развития, который поможет одному из крупнейших населенных пунктов Северо-Запада страны устойчиво развиваться не только с точки зрения экологии, но и экономически. По мнению эксперта, эти направления тесно связаны. "Местные жители, которым созданы экологически комфортные условия для проживания, нацелены на развитие территории, реализацию новых проектов", — считает он, добавляя, что в вологодском "экостандарте" содержатся также рекомендации по снижению негативного воздействия на окружающую среду, экологизации производств, сохранению и защите экосистемы города. В целом документ, по словам Александра Пузанова, отражает принципы стратегии "ЭкоВологда", направленной на формирование в городе экономики замкнутого цикла и экологичного пространства для жизни, включающей в себя 25 муниципальных проектов по формированию "зеленой" экономики, "зеленого" каркаса Вологды, экопросвещению горожан, стимулированию "зеленых" инициатив, развитию экотуризма, рециклингу, созданию единой экологической диспетчерской.
На высоком и не очень уровне
Оценку ESG-развития административных центров России дала управляющий директор по корпоративным, суверенным и ESG-рейтингам "Эксперт РА" Гульназ Галиева. В топ-15 городов входят Белгород, Волгоград, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Ижевск, Кемерово, Красногорск, Краснодар, Симферополь, Ставрополь, Тамбов, Тула, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Южно-Сахалинск. Эти города получили наивысшую ESG-оценку. Еще 20 населенных пунктов РФ имеют очень высокий и высокий уровни оценки, а 25 — приемлемый. В целом "устойчивые чемпионы" характеризуются в основном сильными социальными аспектами. А вот экология (комплексный индекс загрязнения атмосферы, затраты на охрану окружающей среды, площадь зеленых насаждений от общей площади города и т. д.) оказалась самым уязвимым звеном даже у лидеров.