Цифровая трансформация государства не должна быть самоцелью. Цель — рост качества работы государства для его внешних бенефициаров — людей и бизнеса. А это очень сложная задача, требующая существенных перемен в философии госуправления
Утверждена новая редакция программы "Цифровая экономика" (реализация до 2030 года, бюджет — 1,8 трлн рублей). Акцент, по данным инициаторов, смещен на разработку и запуск цифровых сервисов, которые должны способствовать росту качества жизни населения и снижать издержки для бизнеса.
Цифровизация государства — долгосрочный проект, нацеленный на продуктивность госсистемы. Однако происходящие с весны события заставляют нас под иным углом взглянуть как на задачи цифровизации, так и на скорость изменений. Коронакризис стал краш-тестом для проверки работоспособности реализованных проектов и ускорителем для запланированных. С одной стороны, в России за три месяца ограничительных мер удалось запустить 12 полностью цифровых госуслуг (по выплатам маткапитала, пособий и т.д.), по которым было подано 50 млн электронных заявлений. С другой, в явном виде обозначились и сдерживающие факторы. Часть из них существовала и ранее, но в связи с пандемией стала еще заметнее. Что это за факторы и как их изменить, обсудили участники основной панельной дискуссии международного научно-практического форума "Цифровое государство: вызовы и угрозы. Стратегии городов" в рамках XV юбилейной конференции "Российские регионы в фокусе перемен", организованного Уральским федеральным университетом, Институтом экономики и управления УрФУ, аналитическим центром "Эксперт" и журналом "Эксперт-Урал".
Долгая эволюция
Одно из ключевых направлений "Цифровой экономики" — трансформация госуправления. 1 декабря во всех регионах открылись центры управления регионом (ЦУР) — цифровые платформы, агрегирующие запросы граждан с официальных сайтов и из соцсетей, мониторингом которых смогут заниматься не только власти субъектов РФ, но и федеральный центр. На внедрение системы выделено более 23 млрд рублей. По сути, ЦУР — это проектный офис, который координирует работу с сообщениями от населения. Кроме того, в конце октября президент РФ Владимир Путин поручил проработать к 1 мая 2021 года возможность формирования рейтингов цифровой зрелости федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Цифровизация госуправления решает две основные задачи. Первая связана с оказанием услуг населению и вовлечением граждан в процесс принятия решений и управлением городом и государством. Вторая — с оптимизацией работы госорганов, ростом эффективности и снижением затрат
— Пока мы не сбалансируем систему целевых показателей, достроив ее критериями конечных результатов, ничего не изменится, — подчеркивает генеральный директор Фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов. — Сейчас мы в основном продвигаемся по линии конкретных технологических решений: нарастили скорость интернет-соединения, сделали более быстрой обратную связь с населением и т.д. А что по этой обратной связи транслируется — не очень понятно. Почему-то в наших рассуждениях мы всегда исходим из неявной предпосылки, что цифровая трансформация неизбежно поменяет качество принимаемых решений в лучшую сторону. Для меня это не является очевидным. Нужно грамотное целеполагание, четкое понимание, что мы хотим получить на выходе. Для этого нужно дополнить систему целевых индикаторов индикаторами конечного результата. Здесь важно проанализировать накопленный мировой опыт, где индикаторам конечного результата уделяется большее внимание.
1 ноября стартовал еще один цифровой эксперимент — проект по созданию цифровой платформы "Гостех", одним из участников которого выступает АЦ при правительстве РФ.
— Это будет тяжелая история. Она столкнется с бюрократической машиной и некоторым сопротивлением внедрению платформы, особенно в тех ведомствах, где уже давно работают другие системы. Опыт реализации Национальной системы управления данными подсказывает, что ни один проект в масштабе государства не запускается легко. Наши ожидания, амбиции часто разбивались о достаточно прозаичные истории: "Нам нужно время, чтобы объявить конкурс", "Доступ к данным мы получить не можем", "А вот здесь у нас исторически накоплен хаос" и т.д. Однако многие вопросы удавалось решить, например, простой поправкой в несколько нормативных актов. Поэтому точно будут сложности, но думаю, что мы увидим и позитивные эффекты, — оценил перспективы "Гостеха" Иван Фост.
Гибрид человека с искусственным интеллектом
Как ускорить цифровую трансформацию и сделать ее эффективной? Например, посмотреть, как это делает бизнес. Во-первых, нам интересна экспертиза компаний. Во-вторых, конкретные проекты и инструменты.
— В корпорациях решения принимаются на порядок быстрее, чем в государстве. Бизнес быстрее эволюционировал, потому что находится в конкурентной среде, которая мотивирует его действовать без промедления. И если ты не будешь суетиться, тебя опередят, — считает основатель компании Semantic Hub Виталий Недельский, которому удалось поработать и в органах власти, и в корпорациях, и основать несколько стартапов.
— Да, для бизнеса — цифра — это алгоритмы, — соглашается Иван Фост. — Однако переложить эту логику на госсектор сложно. Есть отдельные прорывные цифровые проекты, но в целом картина не очень радужная: на практике мы все еще переходим с бумажных носителей на Excel.
— Государство должно созреть для цифровой трансформации, выделить людей, которые смогут качественно описать бизнес-процессы. Сейчас заказчику в лице государства не хватает специалистов, максимально погруженных в суть изменений, которые должны быть произведены, разбирающихся в архитектуре платформенных решений, в том, как и зачем их нужно внедрять, — анализирует руководитель направления бизнес-решений "СофтЛайн Трейд" Анна Шадрина.
— Государство может выступать одним из ключевых инициаторов цифровизации, не только обращаясь за готовыми технологическими решениями. Оно может стимулировать эти процессы, создавая регуляторные песочницы, льготные правовые режимы, совершенствуя нормативно-правовую базу, — убеждена Ирина Тургель.
Могут не "кодить", но должны понимать
Чтобы оцифровать государство, сейчас необходимы не просто ИТ-специалисты, нужны команды цифровой трансформации. "Это не только ИТ-компетенции в области разработки, проектирования систем архитектуры, они должны понимать, как оптимизировать тот или иной процесс в той или иной отрасли, как сделать этот процесс экономически более целесообразным с внедрением тех или иных цифровых технологий. Должно появляться как можно больше руководителей, которые разбираются в вопросах транспорта, ЖКХ, образования, здравоохранения и одновременно понимают, какой эффект может дать та или иная технология или решение. Им необязательно уметь “кодить”, но они должны понимать, какие есть возможности у той или иной технологии, правильно ставить задачи и оценивать результаты трансформации", — сформулировал запрос Евгений Гурарий.
Бизнес активно участвует в подготовке специалистов новой волны. Причем занимается этим, не только чтобы восполнить собственный дефицит кадров, но и чтобы поднять общий уровень подготовки разработчиков. Одна из таких компаний — СКБ Контур — проводит стажировку в Управлении разработки, которую в этом году прошел 61 человек, включая начинающих специалистов в Data science, Java, C#, фронтенде, аналитике. СКБ Контур участвует в ярмарках вакансий, спонсирует соревнования по программированию, делает собственные курсы на ulearn.me. Еще один плюс в "карму" — бакалавриат на базе матмеха Уральского федерального университета "Фундаментальная информатика и информационные технологии": программу придумали практикующие разработчики и сами преподают студентам. Компания также организовала магистратуру "Цифровая гуманитаристика", которая готовит продакт-менеджеров, стартаперов и аналитиков. "Как бизнес мы понимаем: чем больше вокруг нас конкурентоспособных специалистов, профессионалов, готовых делиться опытом с подрастающим поколением и между собой, тем лучше это отражается на развитии региона", — отмечает директор по персоналу СКБ Контур Светлана Скользкова.