Вы здесь

Динамика развития российских городов и горб верблюда. А. С. Пузанов о мониторинге взлетов и падений в годы кризиса

Дата публикации: 17.10.2024

В ОП РФ обнародовали результаты мониторинга развития городов России за 2020–2023 годы

Динамику и тенденции социально-экономического развития городов России в 2023–2024 году обсудили на круглом столе в Общественной палате РФ 1 октября. Участники дискуссии из более чем 60 регионов ознакомились с результатами мониторинга, который провел Союз российских городов (СРГ).

Модератором круглого стола выступил председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, генеральный директор СРГ Андрей Максимов. Он сообщил, что в прошлом году в РАНХиГС при поддержке союза было проведено большое исследование с целью выявления реакции российских городов на различные вызовы, связанные с коронавирусной инфекцией, санкционным давлением недружественных государств.

"Мы протестировали устойчивость городов на основе анализа социально-экономических показателей начиная с докризисных годов до 2022 года. Можем достаточно системно взглянуть на то, какая динамика прослеживается в их развитии. Интерпретация этой динамики требует очень серьезного экспертного обсуждения", — пояснил он.

По его словам, на основе статистических данных были проанализированы 112 городов с населением свыше 250 тысяч жителей.

Получилось проанализировать 100 городов, по которым есть все шесть ключевых показателей — производство, розничная торговля, общественное питание, платные услуги населению, численность работников, заработной платы, и еще 12 городов, по которым есть лишь некоторые, рассказала эксперт СРГ Анна Волошинская.

"Далее возник самый существенный вопрос нашего исследования: как нам измерить рост по этим показателям, потому что мы увидели динамику изменения, которая напоминает горбы у верблюда — падение в 2020 году, небольшой рост в 2021 и снова падение в 2022", — констатировала она.

Было принято решение взять стандартный показатель — средний ежегодный рост за указанный период и дополнить его группами роста городов, пояснила она.

О необходимости проанализировать каждый из шести показателей отдельно и понять корреляцию между ними, несмотря на то что обнаружить ее не всегда удается, заявил Андрей Максимов.

"С уменьшением количества работников растут заработные платы. Это взаимозависимые показатели, здесь нам все ясно. Гораздо сложнее оценить зависимости между платными услугами розничной торговли и общественным питанием. Хотя по некоторым городам мы видим, что это в каком-то смысле тоже сообщающиеся сосуды. Но сразу сделаем оговорку, что в отдельных случаях у нас есть подозрение на недостаточное качество государственной статистики и изменение ее методик в отдельных регионах", — указал на проблему член ОП РФ.

Анна Волошинская обратила внимание на то, что розничная торговля во время коронакризиса ушла в онлайн, поэтому розница продолжает себя чувствовать хорошо. Общественное питание же привязано к месту и уйти в онлайн-формат не может.

Показатели производственной активности и розничной торговли в больших городах хуже, чем в малых, таким выводом поделился Андрей Максимов. Одной из причин этого он назвал глобализацию больших городов, и в условиях ее ограничения с отсутствием системы международных связей в сумме показатели продемонстрировали чуть меньший рост.

"Может быть, это также связано с изменением экономической географии страны, с более активной поддержкой федерального центра малых городов", — высказал еще одно предположение Андрей Максимов.

Спикер сослался на результаты мониторинга в части производства, где зафиксировано падение показателей практически во всех городах Дальнего Востока. По словам эксперта, они демонстрировали спад в 2020 году, когда был закрыт Китай, что привело к застою производственных цепочек.

В центральной части России, Поволжье и Западной Сибири городов с устойчивым ростом чуть больше, уверяет глава комиссии ОП РФ.

"Если мы суммарно посмотрим рейтинг городов по росту производства за 2020–2023 годы, в нем лидируют Агинское, Балашиха, Бронницы, Магас, Миасс, Набережные Челны, Суздаль, Сургут и Ханты-Мансийск", — озвучил он.

Рекордсменами со знаком минус в этом же сегменте стали Волгоград, Калининград, Калуга, Прохладный и Солнечногорск. Наихудшие показатели спикер объяснил невозможностью быстрой адаптации автомобильных предприятий зарубежных производителей, которые находились в этих городах.

В случае с Калининградом сказалось анклавное положение региона, уверены эксперты.

Генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов счел презентуемое исследование очень информативным и интересным, однако сделал ряд уточнений, предложив исключить из рейтинга малые города — Агинское, Нарьян-Мар, Прохладный, Суздаль, а также населенные пункты со специфической структурой экономики.

"По подмосковным городам тоже есть много вопросов — например, можно предположить, что резкое падение объема розничной торговли в городах Дзержинский и Химки может быть связано с уходом компании IKEA, а резкий рост Подольска — c административными изменениями, когда в его состав вошел Климовск", — обратил внимание эксперт.

Подводя итоги мониторинга, Андрей Максимов заверил, что по результатам круглого стола документ будет доработан и направлен представителям субъектов РФ.

 

 

Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации от 1 октября

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть