Ударим мусором по разрухе. Можно ли решить проблемы ЖКХ без скачка тарифов
Поможет ли привлечение частных инвесторов приводу денег для решения самых насущных проблем ЖКХ?
С 1 июля цены на разные коммунальные услуги вырастут от 2,5 % до 15-20 % в зависимости от региона. При этом их повышение всё равно не даёт возможности тратить на ремонт инфраструктуры столько, сколько нужно: ежегодная потребность ЖКХ в инвестициях — около 500 млрд рублей. Что происходит с российской «коммуналкой» и как решить её проблемы?
Сколько труб нужно срочно менять?
«Статистика не публикует информацию об износе коммунальной инфраструктуры, но отслеживает такой хороший показатель, как доля сетей, нуждающихся в замене, — объясняет Владилен Прокофьев, директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города». — Это трубы, которые надо просто выкопать и заменить другими. В системе водоснабжения в целом по России доля сетей, нуждающихся в замене, составляет 43 %. Это данные за 2015 год, за 2016 пока данных нет. Ежегодно этот показатель вырастает на 0,7-0,8 %. В системе теплоснабжения ситуация немного лучше: там в замене нуждается 29 % сетей. В системе канализации соответствующий показатель — около 40 %».
По оценкам властей, больше всего изношена «коммуналка» в Якутии, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, на Чукотке, в Дальневосточном федеральном округе, а также в Бурятии, Красноярском и Забайкальском краях, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях.
Находящееся в аварийном состоянии коммунальное хозяйство — это перебои с водой, теплом, прорывы водопровода и канализации в квартирах и подъездах. И потери для экономики. Так, потери воды в среднем по России достигают 23 %, а в некоторых городах — 40 %. Потери тепла на теплосетях, эксплуатирующихся более 20 лет, в 1,5-2,5 раза выше нормативов.
«При существующих объёмах замены изношенных сетей водоснабжения каждая труба должна служить более 90 лет, — отмечает Прокофьев. — В 2015 году заменили 1,1 % сетей водоснабжения. В канализации доля новых труб составила менее 0,5 %. В системе теплоснабжения — 1,7 %».
Ситуацию усугубляет частое использование при ремонте и реконструкции бывших в употреблении труб под видом новых. Их цена в 2-2,5 раза ниже, но качество и надёжность оставляют желать лучшего.
Кто даст деньги?
В бюджете на восстановление ЖКХ денег нет. Тарифы растут, но их увеличение тоже ограничено, потому что доходы населения снизились и продолжают падать. Увеличение доли простых людей в финансировании «коммуналки» ведёт лишь к росту долгов. Долги граждан за коммунальные услуги уже занимают второе место в «долговом» списке России: лидируют по сумме долга банковские займы, за ними — ЖКХ, на третьем месте — ипотечные кредиты. Остаётся привлекать частных инвесторов.
Главный фактор, который останавливает предпринимателей, — слишком долгий период инвестирования. Как правило, проекты, предлагаемые к инвестированию, требуют вложения значительных средств сразу, а их возврат начнётся через несколько лет и завершится лет через 20-30. Не добавляет привлекательности отрасли высокий процент просрочки по оплате услуг ЖКХ, а следовательно, непредсказуемость финансовой модели.
В то же время с точки зрения бизнеса «коммуналка» — сочетание разумной доходности и высокой стабильности: потребности в тепле и горячей воде были, есть и всегда будут. Хотя норма прибыли в этом бизнесе не превышает 15%, он не зависит от конъюнктуры, что позволяет прогнозировать вложения и доходность на многие годы вперёд.
«Есть механизм инвестирования в ЖКХ, и он называется государственно-частным партнёрством, — считает Виталий Шаров, научный руководитель Института финансово-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ. — Роль государства — патронаж проекта, контроль, страхование рисков невозврата инвестиций. Государство и частные инвесторы являются в этой схеме соинвесторами и совладельцами предприятия. Инвестиции государства — земля, коммуникации, здания и строения. Такое взаимодействие — это и гарантия от многих злоупотреблений, и рабочий механизм».
Экспериментальный город
Соответствующий эксперимент, в разработке экономической модели которого участвовал Шаров, начался в подмосковном городе Рошаль. «Частные инвесторы работают по концессионному соглашению, когда часть основных фондов (помещения, земля) остаются в собственности государства, а соинвестор-предприниматель организует производство, — рассказал учёный. — Конечно, ещё рано говорить о каких-то выдающихся успехах — эксперименту всего год — но город уже не замерзает, как 2 года назад, и сбоев стало гораздо меньше».
Муниципальному коммунальному предприятию города переданы все сферы ЖКХ: теплоснабжение, водоснабжение, канализация, парковое хозяйство, вывоз и утилизация мусора, дорожное хозяйство, детские площадки, благоустройство территории. «В этих условиях можно как-то маневрировать, находить резервы с помощью прибыльных сфер деятельности. Например, зарабатывая на утилизации мусора, финансировать ремонт канализации или теплосетей, и даже снижать тарифы для населения, — отмечает Шаров. — Предполагаем в этом году расширить эксперимент на другие города востока Московской области. Предприниматели принимают нашу систему с энтузиазмом, предлагается много инновационных проектов: например, получение тепла из твёрдых бытовых отходов. Главное, были бы государственные гарантии, тогда и инвестиции придут, и повышать платежи будет необязательно».