Вы здесь

Директор направления "Городское хозяйство" ИЭГ Владилен Прокофьев для Строительство.RU о ситуации с подтоплением городов

Дата публикации: 15.11.2015

Ливневая канализация: пока Кремль не затопит, «Мосводосток» не перекрестится?

Даже в богатой столице деньги на «ливнёвку» выделяются лишь тогда, когда вода подступает к стенам Кремля. А про другие города и говорить не приходится. Почему у нас так?

Каждый год во многих российских городах, в том числе и в Москве, после сильных дождей происходят подтопления, которые не только парализуют движение транспорта и пешеходов, но и наносят серьезный ущерб имуществу, а иногда и здоровью граждан. Почему так происходит?

Подводные города России

Нарекания на коммунальные службы уже вошли в привычку и, к сожалению, воспринимаются вполне обыденно. Хотя проблема есть, и в ближайшее время ситуация кардинально вряд ли изменится к лучшему.

Вот недавние факты. По данным пресс-службы ГУП «Мосводосток», в июне в Москве произошло 116 подтоплений. А 20 июня в городе выпала месячная норма осадков, да таких, что затопило даже метро (вестибюль станции «Щелковская»). По экспертным оценкам, причиной потопа могла стать загрязненность улиц.

В этот же день стихия обрушилась и на Курск. Выпало 58 мм осадков при месячной норме 72 мм. В центральном округе города ливневые воды вызвали не только подтопление, но и повалили множество деревьев.

А через пять дней 25 июня ливни накрыли столицу Зимней олимпиады-2014. Ливневая канализация Сочи не справилась с нагрузкой, в результате чего улицы, дворы и дороги оказались затопленными. Итог — более 200 пострадавших и 35 исков в судебные инстанции.

20 июля из-за сильного ливня в Тюменской области обрушился участок трассы Тюмень — Ханты-Мансийск. Промоина длиной 30 м и глубиной 7 м на длительное время парализовала движение автотранспорта, в водной ловушке оказалось более 700 автомобилей.

27 и 28 июля московский регион вновь оказался во власти стихии. Две трети нормы осадков, выпавшие на столицу, затопили многие улицы. Оказались подтоплены четыре станции метро Филевской линии. Столичные аэропорты задержали 300 авиарейсов. Оператор ливневой канализации за два дня зафиксировал 252 обращения о подтоплении.

И это лишь малая часть подтоплений, произошедших за минувшее лето в российских городах.

«Мосводосток» все знает, но столица периодически тонет

Редакция нашего журнала обратилась в ГУП «Мосводосток» — организацию, которая отвечает за эксплуатацию и ремонт городской водосточной сети.

В ответном письме за подписью главного инженера ГУП «Мосводосток» Анатолия Чирикова подробно описаны все проблемные места города, подверженные подтоплению. На сегодня таких пониженных мест около 300, которые при получении оповещения от Метеобюро г. Москвы об обильных осадках должны находиться под контролем аварийных бригад ГУП «Мосводосток».

Конечно, городская сеть ливневой канализации, особенно в центре Москвы, построенная еще в 40-х годах прошлого века, изношена и требует замены. Но средств, видимо, не хватает. Хотя на ремонт 15 городских улиц в центральной части города, регулярно подверженных подтоплению, после очередного потопа из столичного бюджета было выделено 123 млн руб.

Дело не только в «ливневке»

Однако, по словам Владилена Прокофьева, директора направления «Городское хозяйство» Института экономики города, причина не только в сети ливневой канализации. Во многом, дело, что называется, лежит на поверхности.

— Это не отсутствие ливневой канализации, а неправильное проектирование или несоответствие построенных дорог заложенному проекту, — считает Прокофьев. — При правильном проектировании вода не должна оставаться на поверхности дороги. Все дорожные уклоны должны быть такими, чтобы дороги были без луж. А если этого нет, то будут подтопления.

Помимо этого при ремонте дорог (а, как известно, у нас без этого не обходится) необходимые уклоны профиля проезжей части никто не проверяет. Укладывают асфальт так, что вода не находит выхода и скапливается на дорогах, заливая тротуары.

Не стоит забывать и о том, что площадь асфальтовых покрытий за последние несколько десятилетий увеличилась во много раз. Раньше большая часть воды уходила в землю. Кстати, старая брусчатка, которой славилась Москва, пропускала дождевую воду.

По данным ГУП «Мосводосток», сегодня общая протяженность ливневой канализации в Москве составляет 5700 км, включая 94 тыс. водоприемных колодцев.

Дожди, сплошные дожди…

Справедливости ради отметим, что говорить только о недостатках систем существующей «ливневки» будет неправильно.

В последние годы изменение климатических условий и в частности выпадение сверхнормативных осадков, мягко говоря, затрудняли работу канализации.

Объемы осадков в столице в мае-августе 2015 года

Месяц Среднее нормативное значение, мм Среднее факт. значение за 2005-2014 гг., мм Среднее факт. значение за 2015г., мм % выпадения от нормы
Май 50 60,4 116,58 233
Июнь 74 60,6 82,78 111
Июль 82 73,5 104,56 128
Август 77 82,4 20,40 24

Примечание: За 2014 год Центральной диспетчерской ГУП «Мосводосток» принято 1168 заявок о скоплении воды, из которых 782 — за май-август. В текущем году количество заявок о скоплении воды составило 2079, из которых только за май-август — 1258.

Источник: данные Метеобюро Москвы и Московской области, предоставлено ГУП «Мосводосток»

Возможны варианты

Но и сваливать все на осадки тоже в корне неверно.

— Ливневую канализацию необходимо развивать, — считает Прокофьев. — Здесь мы отстали от европейских стран. А начинать нужно с объектов капитального строительства: домов, зданий, офисов, и это должно быть нормативно закреплено. Нельзя строить такие здания без ливневой канализации, просто подключаясь к старым системам.

— Необходимо направлять часть бюджетного финансирования на реконструкцию инженерно-ливневой системы города Москвы, — убежден депутат Мосгордумы Олег Сорока. — И, конечно, при проведении ремонтных работ дорог не должны нарушаться поверхностные системы слива дождевой воды.

По его словам, в случае нарушений должны применяться меры воздействия на те подрядные организации, которые выполняли ремонтные работы.

— Если ремонт затрагивает системы ливневой канализации, то исполнители должны восстановить ее в полном объеме, — считает депутат.

Каждый год мы тонем по стандартам 1963 года

По информации, полученной от ГУП «Мосводосток», при проектировании существующих городских водосточных сетей использовалась методика расчета в соответствии с техническими нормативными документами далекого 1963 года.

Эта система рассчитана на осадки средней интенсивности, что позволяло оптимизировать затраты на строительство. Если же осадки превышают расчетные, то нормами полувековой давности, оказывается, допускается временное затопление территории на высоту от 0,25 м от лотка проезжей части и на 0,5 м — в котловинах.

Т.е. московские наводнения, да и подтопления в других городах нашей страны, заложены в устаревших нормах, как говорится, по умолчанию. И все они связаны с перегрузкой водосточных сетей. Понятно, что такое положение вещей вряд ли устраивает нынешних жителей.

Для обеспечения работы водосточной системы «Мосводосток» постоянно проводит регламентные работы, в перечень которых входит обследование, промывка, очистка (в том числе ручная) водосточной сети и коллекторов, ремонт колодцев и т.д. Но, как показывает действительность, этого явно недостаточно.

Ведь нормальной работе этой сети в сильные дожди, по мнению руководства «Мосводостока», препятствует целая куча причин:

— наносы случайного бытового мусора с проезжих частей и прилегающих территорий на решетки водоприемных колодцев;

— перегрузка сточными водами водосточных сетей;

— подпор водовыпусков коллекторов из-за подъема уровня воды в реках Яуза и Москва;

— проведение строительных работ на проезжих частях с отсутствием временных сетей водоотведения.

Помимо этого, в городе имеются пониженные места, где вообще отсутствует водосточная сеть.

Кто виноват и что делать

Одномоментно этих проблем не решить, но и сидеть сложа руки, как в прежние годы, тоже не получится. Одним из промежуточных и, наверное, временных решений в местах, где ливневая канализация регулярно не справляется с нагрузкой, может быть подключение к бытовой канализации. Об этом говорит Владилен Прокофьев, приводя в пример Нидерланды, где такой вариант широко используется.

— Если мощность общесплавной канализации позволяет, то такой вариант вполне имеет право на жизнь, — считает эксперт Института экономики города. — Так сделано, например, во Владимире и Санкт-Петербурге.

— Конечно, эксплуатация таких подключений станет дороже, — добавляет он. — Ведь в бытовой канализация используется мощная система очистки, а дождевая имеет другой уровень и состав загрязнения. Сливая воду из «ливневки» в бытовую систему, мы будем тратить больше денег.

Сегодня нагрузка на ливневую канализацию возрастает еще и за счет интенсивного строительства жилого и нежилого фонда, бизнес-центров, которые подключаются к уже имеющимся системам.

— Проблему можно решить, — убежден депутат Мосгордумы Олег Сорока. — Нужно выделять бюджетные средства на отдельные локальные реконструкции ливневой системы в проблемных местах.

Эксперты едины в том, что городские системы ливневой канализации «заплатками не залатаешь», здесь нужны кардинальные решения. А в новом строительстве нормальная работа систем возможна лишь при строгом соблюдении нормативов, обязательном контроле исполнения и экспертизе выполненных работ.

Конечно, хотелось бы, чтобы новые системы строились с запасом. Но в этом случае надо быть готовым к тому, что они обойдутся городскому бюджету гораздо дороже.

…А пока мы продолжаем каждый год утопать в дождевой воде.

Строительство.RU

Структурное направление: 
Регион: 
Россия

Закрыть