В ближайшие 10–15 лет до 40% ВВП России будет генерить Дальний Восток. Такой экспертный прогноз в сегодняшних условиях уже не выглядит утопией
Для этого необходимы всего три важнейших условия — люди, деньги и инфраструктура. Говорить о том, что что-то из них первично, — моветон. Но совершенно очевидно, что развитие больших инфраструктурных проектов естественным образом тянет за собой и инвестиции, и новые трудовые ресурсы.
В силу территориальной протяженности Дальний Восток требует особого подхода к развитию инфраструктуры. Необходимо стянуть этот макрорегион инфраструктурным каркасом, чтобы не только обеспечить связанность территорий между собой, но и исключить чувство "оторванности" для людей, проживающих в 9 часах лёта от собственной столицы. А качество жизни — в России это равно прежде всего качеству жилья — должно быть таким, чтобы люди не думали об отъезде. Соответственно, масштаб и скорость строительства должны приближаться к столичным.
С учетом исторически сложившихся условий задача перед регионом стоит не из простых. По мнению генерального директора Фонда "Институт экономики города" Александра Пузанова, дальневосточным агломерациям необходимо преодолеть отставание от других регионов страны, начавшееся в первой половине XX века, когда Дальний Восток финансировался по остаточному принципу.
Этой же точки зрения придерживается научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его мнению, уровень освоения этого региона исторически был очень низким, а для части территорий единственным поводом для капиталовложений была необходимость создания военно-промышленных баз, направленных против японцев в 1930‑е и китайцев в 1960-е годы. Плюс суровые климатические условия. "Поэтому нормально жить и эффективно работать на Дальнем Востоке можно только в том случае, если бытовая и логистическая инфраструктуры создаются до или, по крайне мере, одновременно с развертыванием экономических объектов", — уверен Журавлев.
Инфраструктурный форсаж
На этом фоне и строительство жилья, и инфраструктурные проекты приходится реализовывать форсированными темпами. Объем ввода жилья в эксплуатацию в регионе за три года увеличился вдвое, до 4,5 млн квадратных метров в год. Эксперты подчеркивают, что в таких городах, как Петропавловск-Камчатский и Благовещенск, столь масштабное строительство в последний раз велось при Советском Союзе.
Запредельными темпами строятся дороги и мосты. Так, начатое в мае 2020 года строительство нового моста через реку Зею — это один из крупнейших инфраструктурных проектов в Амурской области — уже практически завершено, причем со значительным опережением. 30 месяцев вместо предусмотренных госконтрактом 42 — с некоторых пор такие темпы перестали уже удивлять.
Та же картина с аэропортами. Реконструкция международного аэропорта Петропавловска-Камчатского "Елизово" началась в 2020 году, а сейчас готовность объекта превышает 90 %. Ускоренные темпы работы объясняются стратегической важностью объекта: это единственный аэропортовый комплекс в Камчатском крае, способный принимать крупные самолеты. Модернизация "Елизово" является важным условием для всего социально-экономического развития региона, в том числе и туризма. Первый самолет обновленная воздушная гавань готовится принять в 2024 году.
Еще более быстрым темпом шла реконструкция аэропорта Усть-Камчатска, в которую по госпрограмме "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры РФ" было инвестировано более 1,5 млрд рублей. За 40 лет работы аэропорт ни разу не ремонтировался, и это при том, что он имеет стратегическое значение, так как обеспечивает регулярное авиасообщение близлежащих населенных пунктов с Петропавловском-Камчатским и островом Беринга. Его модернизация началась в 2021 году и заняла меньше двух лет. После реконструкции его пропускная способность увеличилась с 2000 до 3500 тысяч пассажиров в год.
Длинные деньги
По словам зампреда правительства, полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева, в экономику макрорегиона уже вложено 3,2 трлн рублей. Инвестпрограмма предполагает обновление жилищного фонда, строительство социальных объектов и туристической инфраструктуры.
Юрий Трутнев считает, что предоставление субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры инвестиционных проектов — одна из основных мер поддержки инвесторов на Дальнем Востоке. Всего в преференциальных режимах Дальнего Востока реализуются 2819 инвестиционных проектов, 646 из них введены в эксплуатацию.
Одно из хронически больных мест региона — инженерные коммуникации. Сейчас очень бойко идет электрификация и газификация отдаленных населенных пунктов. Лидирует здесь Якутия — она занимает пятое место в стране по социальной газификации. В 2022 году здесь было построено 336 километров сетей, что в 25 раз больше, чем годом ранее.