Новые ипотечные льготы предлагается ввести для семей с детьми. Законопроект об этом внесен в Госдуму
Документом предлагается предоставлять льготную ипотеку со ставкой до 6% и гасить часть такого ипотечного кредита средствами из бюджета, если заемщик относится к категории молодых семей, многодетных семей и семей участников СВО.
Так, молодым семьям предполагается погашать 10% от задолженности по кредиту при рождении или усыновлении первого ребенка, 20% - при появлении второго ребенка.
Семьям участников СВО будут гасить 40% от суммы задолженности по выданному кредиту при наличии одного ребенка и 60% - если детей двое.
Многодетным семьям предполагается выделять финансовую помощь государства при погашении кредита в размере 75% от суммы задолженности при наличии троих детей и в размере 100%, если детей четверо и более.
Как отмечает автор законопроекта, председатель Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина, сейчас существует господдержка обеспечения жильем молодых семей. Однако участниками этого мероприятия в 2023 году были 131,5 тыс. молодых семей, при этом в 2022 году социальные выплаты получили лишь 14,3 тыс. Очевидно, что существующие темпы не позволят обеспечить молодые семьи, стоящие в очереди, жилыми помещениями до того, как они по возрасту будут вынуждены прекратить участие в программе, говорит Останина.
Для многодетных семей, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на федеральном уровне не сформирован единый комплекс поддержки. В то же время существующая мера по погашению ипотеки многодетным на сумму до 450 тыс. руб. дала около 100 тысяч дополнительных рождений третьих и последующих детей, сообщает Останина.
Семьи же участников СВО нуждаются во всемерной поддержке государства, предлагаемые меры усилят защиту таких семей и повысят их статус, говорится в пояснительных документах.
В целом законопроект призван привлечь дополнительные средства федерального бюджета к решению жилищных проблем семей с детьми, повысить их уровень жизни и стимулировать рождаемость. Предполагается, что в случае принятия закон вступит в силу с 2026 года.
В отзыве правительства на законопроект отмечается, что совершенствование правового регулирования вопросов улучшения жилищных условий граждан актуальны и заслуживают внимания. Однако законопроект необходимо существенно доработать, поскольку нет финансово-экономического обоснования расчета объемов необходимых для перечисленных мер поддержки средств.
Тема демографии и повышения рождаемости - весьма актуальна, и продумывать новые меры поддержки в этом направлении нужно, считает президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Однако очевидно, что предлагаемые законопроектом меры - достаточно дорогие и потребуют очень больших затрат из госбюджета. Законопроектом предлагается введение одновременно льготных кредитов и субсидий на их погашение.
"Я бы лучше сосредоточилась на инструменте субсидий, - говорит Косарева. - К 2026 году, когда, как предполагается, может вступить в силу этот закон, ставка ЦБ может снизиться и ставки по ипотеке вернутся к приемлемым 10–15%. И если семье дадут субсидию, то ей понадобится кредит не такого большого размера, который семья способна будет гасить и при рыночной ипотечной ставке". При этом нужно учитывать, что многодетные семьи - чаще всего с небольшими доходами, из-за чего они не могут взять ипотечный кредит в принципе, даже если бы он был с нулевой ставкой. "Но если многодетная семья - с небольшими доходами, и ей не хватает жилплощади, то, скорее всего, она стоит в очереди на жилье, - отмечает Косарева. - Срок ожидания в очереди, как правило, превышает два десятилетия, поскольку у муниципалитетов нет средств на обеспечение жильем очередников. Возможно, было бы целесообразно просто выделять средства из федерального бюджета на софинансирование обеспечения жильем многодетных. И тем самым ускорять очереди".
В условиях высокой ключевой ставки любые субсидированные программы кредитования очень дорого обходятся бюджету, говорит гендиректор девелоперской компании "Люди" Денис Жалнин. При этом по "Семейной ипотеке" государство компенсирует разницу между ключевой ставкой и льготной с учетом еще и доходности для банков. "Предлагаемый механизм интересен тем, что он фактически предлагает погасить за заемщиков часть суммы кредита, то есть по факту осуществить его частичное досрочное погашение, - отмечает Жалнин. - При правильно выстроенной модели в части процентной ставки по таким кредитам и размера перечисляемой субсидии для государства такой вариант может позволить даже получить экономию. Но остаётся вопрос, насколько банки будут готовы выдавать кредиты на таких условиях".