Механизм, который позволит ускорить и упорядочить строительство школ и детсадов в новых микрорайонах, предложил Фонд "Институт экономики города". Эксперты считают, что нужно провести трехлетний эксперимент по введению инфраструктурного сбора (по аналогии с курортным или экологическим сбором) для застройщиков в городах-миллионниках
Сейчас в России используется несколько механизмов обеспечения новых районов инфраструктурой, рассказала вице-президент фонда Татьяна Полиди. Например, соглашение с застройщиком, которое предполагает строительство соцобъектов и их передачу в публичную собственность или денежный взнос (в частности, в Перми это 3951 рубля за кв. м жилья). Или взимание платы за изменение вида разрешенного использования участка, запрет строительства жилья без соцобъектов в региональном законодательстве (такие законы действуют в Санкт-Петербурге, Перми, Саратовской области).
Однако в федеральном законодательстве эти вопросы урегулированы только для строительства в рамках проектов комплексного развития территорий (КРТ). В то же время, по словам Полиди, в крупнейших городах пока большая часть жилищного строительства все-таки ведется вне КРТ. На практике создание объектов социальной инфраструктуры, в основном, вменяется в обязанность застройщиков зачастую на неформальной основе. В итоге такие затраты распределяются между девелоперами неравномерно, отсутствует возможность оценки объема таких затрат при формировании бизнес-плана проекта. Между тем, такие объекты как, например, школы обслуживают много домов сразу, и необходимо распределять затраты между многими застройщиками.
Инфраструктурный сбор — это разовый платеж, который взимается местными властями при строительстве зданий для обеспечения расходов на новую инфраструктуру.
Разновидности инфраструктурного сбора существуют в ряде других стран. При этом в Австралии, Великобритании и США размер сбора варьируется от 0,6% до 3,1% от средней стоимости строительства 1 кв. м жилья. Тогда как в Канаде он составляет 16,1%, а в Индии - 25,6%.
Эксперты фонда предлагают в рамках эксперимента взимать инфраструктурный сбор в крупнейших городах в течение трех лет. Средства пойдут на строительство, реконструкцию, а также, возможно, благоустройство и ремонт школ и детских садов. Размер этой платы может дифференцироваться в зависимости от наличия свободных мест в уже существующих детских учреждениях и школах.
За счет инфраструктурного сбора может быть построено от 70 до 140 школ за год.
Потенциальные ежегодные поступления от инфраструктурного сбора могут составить от 27 до 54% от совокупных имущественных налогов в агломерациях, от 95 до 190% объемов финансирования, привлекаемых за счет инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ, и от 14 до 29% объема финансирования, привлекаемого регионами за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. За счет поступлений инфраструктурного сбора могут быть построены за один год 71 школа при ставке инфраструктурного сбора в 5 тыс. руб. за кв. м жилья и около 143 школ - при ставке 10 тыс. руб.
Вопрос отставания социальной инфраструктуры от жилищного строительства постоянно обсуждается, отметила аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. И как вариант выхода из этой ситуации дисбаланса инфраструктурный сбор вполне приемлем и обсуждаем, однако именно в крупных городах. В городах поменьше не везде есть стабильные и динамично растущие рынки. Там стоило бы продумать какие-то меры поддержки, считает она.
ДОМ.РФ поддерживает введение инфраструктурного сбора, отметил руководитель Аналитического центра ДОМ.РФ Михаил Гольдберг. Однако это можно делать в регионах, где стоимость земли позволяет включать эту надбавку. А таких регионов не так много. Замгендиректора Фонда "ДОМ.РФ" Антон Финогенов добавил, что сбор в 10 тысяч рублей за квадратный метр жилья чересчур увеличит стоимость жилья для покупателей. Кроме того, в большинстве городов по демографическим причинам снижается число детей. Поэтому нужно учитывать, что через 5–7 лет такой потребности в детских учреждениях не будет.
"Российская газета" от 2 октября
Инфографика "Российская газета"/ Леонид Кулешов/ Марина Трубилина