Институт экономики города совместно с секцией "Обеспечение интересов собственников жилья" Экспертного совета по жилищно-коммунальному хозяйству Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству провел 7 ноября экспертное обсуждение на тему "Годовой отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом"
Непосредственным поводом для дискуссии послужило принятие в первом чтении проекта федерального закона № 651434-8 "О внесении изменений в отдельные статьи Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления гражданам обязательной отчетности о проделанной работе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами).
Указанный законопроект предполагает, что перечень сведений, обязательных к отражению в отчете о деятельности по управлению многоквартирным домом, будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Целью обсуждения было определить, какие именно сведения, по мнению экспертов, должен содержать годовой отчет управляющей организации.
В экспертном обсуждении приняли участие члены Экспертного совета и участники Рабочей группы "Управление жилищным фондом" Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, представители законодательных и исполнительных органов власти.
И. В. Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" ИЭГ, предложила определять состав информации в отчете управляющей организации исходя из требований законодательства к договору управления многоквартирным домом. Такой договор должен содержать перечень услуг по управлению многоквартирным домом, перечень услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые берет на себя управляющая организация. Выполнены ли эти обязательства, по мнению эксперта, и должен отражать отчет, причем в сравнении фактических показателей с плановыми.
Наиболее активную дискуссию вызвал вопрос, нужно ли управляющей организации отчитываться об оказании услуг по управлению многоквартирным домом. Часть экспертов считает, что это не нужно, потому что собственников помещений интересует только выполнение работ по содержанию и ремонту дома, а также "на что были потрачены деньги". В то же время некоторые эксперты считают, что в отчете как минимум нужно отразить результаты оказания такой услуги как осмотр общего имущества и оценка его технического состояния, поскольку эта информация является основой для принятия собственниками решения о необходимых работах по ремонту. Разделились мнения также по другим управленческим услугам, которые законодательством определены как обязательные при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами: ведение реестра собственников, подготовка предложений по содержанию и ремонту, проведению энергосберегающих мероприятий в доме, ведение претензионной и исковой работы в отношении должников по внесению платы за содержание жилого помещения.
В отношении работ по содержанию и ремонту эксперты согласились с тем, что нужно отдельно показывать выполнение плановых и внеплановых работ.
Большинство экспертов согласились с тем, что управляющая организация не должна отчитываться по фактическим затратам на оказание услуг и выполнение работ, поскольку их стоимость – договорная, за исключением работ по ремонту. Но эксперты посчитали очень полезным привезти в отчете сопоставительные данные о стоимости оказанных услуг и выполненных управляющей организацией работ и общего объема средств, поступивших от собственников помещений в доме, для их оплаты, с тем чтобы собственники имели четкое представление насколько они как заказчики по договору выполняют в целом свои обязательства.
По итогам обсуждения участники договорились продолжить работу в части предложений конкретных форм представления отчетных данных для направления их на рассмотрение в Минстрой России.
Презентация И. В. Генцлер "Содержание годового отчета о деятельности по управлению многоквартирным домом"