Вы здесь

Эксперты Института экономики города выступили на круглом столе КГИ на тему: "Участие граждан в принятии градостроительных решений"

Дата публикации: 02.02.2017

Эксперты КГИ предложили расширить возможности участия жителей и муниципалитетов в принятии градостроительных решений

31 января в рамках проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» прошел круглый стол «Участие граждан в принятии градостроительных решений».

Поводом для дискуссии послужили прошедшие в декабре прошлого года публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы. Слушания проводились в условиях искусственного сокращения возможностей для независимых гражданских активистов высказать свою позицию по внесенному городскими властями проекту. Они проходили не по районам, а по округам столицы. Слушания были назначены на 22 декабря, когда внимание горожан уже было сконцентрировано на предстоящих новогодних празднованиях. Для обсуждения выбирались помещения малой вместимости, в результате сотни активных жителей просто не смогли попасть внутрь. Но дело не только в недостатках процедуры проведения слушаний, множество вопросов к тексту документа возникло и в профессиональном экспертном сообществе.

Правила землепользования и застройки должны быть приняты Правительством Москвы до 1 июля 2017 года. Еще есть возможность учесть обоснованные замечания к содержанию документа и снизить риски возникновения градостроительных конфликтов после его официального утверждения. Поэтому целью круглого стола стала подготовка экспертных предложений по доработке проекта ПЗЗ Москвы и, на более глобальном уровне, по совершенствованию механизмов участия граждан в принятии градостроительных решений.

Правила землепользования и застройки должны быть барьером для «точечной» застройки за счет четкого определения видов разрешенного использования, параметров застройки (плотности, высотности) земельных участков и объектов капитального строительства в пределах градостроительных территориальных зон, из которых, как из «лоскутного одеяла», состоит город. Однако, по мнению участницы круглого стола, члена московского Общественного экологического совета Алины Енгалычевой, главная цель принятия ПЗЗ в предлагаемой городскими властями редакции - узаконить все выданные застройщикам с 2008 по 2016 год градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ). В отсутствии утвержденных градостроительных регламентов для территориальных зон города именно через механизм включения в ГПЗУ произвольно определенных параметров застройки в течение длительного времени девелоперам удавалось реализовывать проекты точечной застройки. Теперь постфактум они могут быть «легализованы» в ПЗЗ.

Алина Енгалычева считает принципиальным при проведении публичных слушаний в качестве ключевого субъекта рассматривать не просто жителей, а правообладателей (собственникам квартир в многоквартирных домах на правах общего имущества принадлежит, в том числе, и земельный участок). Статус правообладателя, по мнению эксперта, открывает больше возможностей влиять на принятие градостроительных решений.

Исполнительный директор Института экономики города Татьяна Полиди положительным моментом считает сам факт раскрытия в проекте ПЗЗ огромного массива ранее принятых городскими властями столицы решений по регламентации параметров земельных участков. Теперь эта информация стала доступна для общественного обсуждения и экспертного анализа. Она позитивно оценила саму концепцию ПЗЗ, направленную на максимальное сохранение существующей застройки с постепенным выделением территорий для комплексного развития (реновации).

Юрист Гринпис России Ольга Блатова высказала опасения, что расхождения в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков в московском проекте ПЗЗ по отношению к федеральному классификатору создают риск для изменения в будущем статуса охраняемых территорий под видом приведения в соответствие проекта ПЗЗ с федеральным законодательством. В качестве примера она привела парк Кусково, которому при подобном развитии событий может быть присвоен статус разрешенного использования, позволяющий вести по территории зеленой зоны дорожное строительство.

Эксперт Высшей школы урбанистики Дмитрий Наринский обратил внимание на факт параллельного существования в Москве двух комиссий в сфере градостроительства: Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы и Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (ГЗК). Первая существует только «на бумаге», а все решения в градостроительной сфере принимает ГЗК. По мнению Дмитрия Наринского, должно быть ровно наоборот. Аргументировал он это тем, что в состав ГЗК входят исключительно должностные лица мэрии Москвы, а в состав Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки – помимо чиновников еще и депутаты Мосгордумы. То есть Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки может принимать более объективные решения, учитывающие интересы населения, так как депутаты, в отличие от чиновников, напрямую подотчетны жителям.

Эксперт фонда «Институт экономики города» Мария Сафарова выступила с анализом причин градостроительных конфликтов:

Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Николай Кичигин предложил использовать механизмы проведения местных референдумов по градостроительным вопросам. Он отметил, что принятые на них решения носят обязательный характер, тогда как решения по итогам публичных слушаниях – рекомендательный.

Заместитель председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров уверен, что только развитие настоящего местного самоуправление может стать гарантией учета мнения жителей при принятии градостроительных решений. Местное самоуправление, по словам эксперта, «зиждется на трех китах: наличие полномочий, территории и бюджета». В районах Москвы реальные полномочия и ресурсы сконцентрированы в руках управ, в то время как необходимо изменить баланс полномочий в пользу муниципалитетов. Муниципальные депутаты как наиболее близкий к населению уровень власти должны играть гораздо более значимую роль при определении направлений развития городской среды.

В завершении круглого стола модератор дискуссии, руководитель проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста» Андрей Максимов сообщил, что обобщенные предложения участников круглого стола по расширению возможностей участия жителей и муниципалитетов в принятии градостроительных решений будут направлены в органы власти города Москвы.

Сайт Комитета гражданских инициатив

Структурное направление: 
Город: 
Москва
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть