Доступность жилья снизилась до уровня 2013 года. Такие данные привела на Всероссийском жилищном конгрессе в Сочи президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Другие эксперты считают, что ситуация начинает выправляться
После 2008 года рынок был на взлете, доступность жилья постоянно повышалась, отметила Косарева. Но в последние годы ситуация изменилась - доступность жилья снизилась примерно до уровня 2013 года.
Сейчас даже дальнейшее субсидирование ипотеки вплоть до нулевых ставок вряд ли подтянет на рынок группы населения с более низкими доходами, поскольку после внесения ипотечных платежей у людей уже не остается средств на текущее потребление. Рынок жилья, конечно, не остановится, но ситуация достаточно сложная, считает Косарева.
За последний год выросла доля непроданных квартир в многоэтажках, отметил вице-президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Валерий Казейкин. Если в этом году будет построено столько же и количество непроданных квартир еще возрастет, то возникает пузырь на рынке, считает он.
Перспективы, по его мнению, за рынком индивидуального жилищного строительства. Но одна из проблем здесь - введение проектного финансирование и счетов эскроу при строительстве малоэтажных поселков, отметил Казейкин.
Для рынка ИЖС, в отличие от рынка многоквартирного жилья, не было установлено переходного периода. Многие компании работают под угрозой остановки строительства надзорными органами. А строительство домов через проектное финансирование и счета эскроу пока ведет только пять компаний.
Между тем, эксперты "Домклик" и "Циан" отмечают оживление на рынке в марте-апреле. Динамика выдачи ипотечных кредитов в марте по объему денежных средств не уступает показателям марта прошлого и позапрошлого годов, отмечают в Домклик. А динамика заявок на ипотеку поставила рекорд за последние два года. И даже показатель доступности жилья (отношение дохода к стоимости 1 кв. м) в начале года вернулся к 53%. Для сравнения, в 2021 году он колебался от 50 до 59%.
В "Циан" также отмечают активизацию клиентов в начале года - как в Москве и Подмосковье, так и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Впрочем, это может быть связано с запущенной рекламной кампанией, признали представители компании.