Сегодня в каждом дворе любого многоэтажного дома кипят споры о месте для личного авто. И все потому, что если дом построен еще в советские времена, то тогда никто не предполагал, что практически в каждой семье будет по автомобилю. При проектировании же современных многоквартирных домов вообще превалирует тренд на дворовое пространство без машин
Соседи не любят идти на компромиссы: одни считают, что если они живут в доме десятилетиями, то имеют право и на постоянное место под окнами. Поэтому пытаются застолбить пространство всеми возможными способами: положить старые покрышки, натянуть веревку и так далее. Другие уверены: кто первый вернулся с работы, того и место.
Все долевое - все общее
Парковочные места во дворах многоэтажек, в основном, расположены на земельных участках многоквартирных домов, которые относятся к общему имуществу и находятся в общей долевой собственности собственников квартир в таком доме, поясняет президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Общим собранием собственников может быть принят порядок использования таких парковочных мест. Если такой порядок не принят, то все собственники имеют одинаковые права на использование парковочных мест, по принципу "кто раньше приехал, тот и ставит машину". Так что предмета для спора здесь нет, а есть неправильное и невежливое поведение тех, кто пытается ограничить права соседей на парковку, считает эксперт.
Определить особый порядок использования можно, только если придомовая территория прошла межевание и поставлена на кадастровый учет. Как именно это делается - регионы решают по-разному: где-то этими вопросами занимаются городские власти, где-то сами жители. Если земля оформлена в общую долевую собственность, жители могут поставить шлагбаум на въезде во двор (но если это позволено городскими правилами благоустройства), чтобы отсечь посторонних автолюбителей, а также договориться об использовании парковки жителями дома. Для этого нужно решение общего собрания. При желании жители могут, например, провести жеребьевку, предоставить постоянные места соседям-инвалидам или решить, что парковочных мест во дворе вообще не будет.
Управляющий партнер компании "Илюмжинов, Русяев и партнеры", юрист Илья Русяев добавляет, что ориентировочная стоимость работ по межеванию земельных участков под многоквартирными домами - от 30 до 50 тысяч рублей в зависимости от региона и площади участка. Расходы лягут на всех жильцов пропорционально долям.
Другой вариант - договориться с местными властями об организации платной или бесплатной муниципальной парковки. Для этого потребуется обращение от инициативной группы жильцов в администрацию с просьбой рассмотреть такую возможность. Чаще всего муниципалитеты идут навстречу гражданам и выделяют площадку под парковку, если есть свободные земельные участки рядом с домом.
Меньше парковок - меньше пробок
Недостаток бесплатных парковочных мест во дворе многоэтажки — это и наследие советской планировки придомового пространства, которая в принципе не предусматривала массовое наличие личного автотранспорта, и сознательная позиция многих застройщиков - занижать парковочный коэффициент при проектировании, говорит президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников. Места в платных паркингах в домах эконом- и среднего классов плохо продаются по двум причинам: из-за их малого размера и высокой стоимости. По строительным нормам, утвержденным в 2016 году, габариты машиномест значительно меньше фактических габаритов большинства современных автомобилей, отмечает он. Доля оптимальных по размеру мест в паркингах явно недостаточна, стоимость на них значительно выше и может соотноситься со стоимостью самого автомобиля.
Можно более гибко регулировать нормативы по созданию машино-мест при строительстве новых домов, считает Косарева. В крупных городах обилие парковочных мест только усугубляет пробки на дорогах. Если же речь идет о небольшом городе без пробок, там власти могут потребовать, чтобы застройщики делали больше цивилизованных парковок вокруг дома.
Вас здесь не стояло
Председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Госдумы Сергей Гаврилов призывает соседей не устанавливать свои законы.
"Начнем с того, что никто не в праве считать часть двора своей собственностью лишь по своей прихоти, следовательно, заявления о том, что "это моё место парковки", а также любые хитрые конструкции - цепи, загородки из кирпичей и досок, пометки на асфальте, а также заявления с угрозами освободить парковочное место - не имеют юридической силы. Кроме того, надо понимать, что машино-место в силу закона — это все-таки часть здания или сооружения, а не рисунки на асфальте, сооружения из досок и кирпичей, импровизированные конструкции из цепей и т. д. Если ваш сосед "застолбил" место просто бутылками, конусами, покрышками, досками с кирпичами, либо старыми стульями или табуретками (то есть конструкциями, которые не нужно демонтировать специальными средствами), и они препятствуют парковке, то вы можете написать для начала в управляющую компанию или местную администрацию жалобу о том, что во дворе не убирается мусор и иные посторонние предметы, приложив фото этих предметов. В этом случае их просто приедут и уберут", - поясняет парламентарий.