Вы здесь

Ежедневный оперативный мониторинг принимаемых субъектами Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением COVID-19

Дата публикации: 10.04.2020

Фонд "Институт экономики города" продолжает проводить ежедневный оперативный мониторинг принимаемых субъектами Российской Федерации мер по разработке и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента РФ № 239).

Данным Указом высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предоставлены расширенные полномочия по формированию двух перечней:

- перечня отдельных организаций, деятельность которых приостанавливается (ограничивается) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

- перечня организаций, на которые не распространяется режим нерабочих дней, установленный Указом Президента РФ № 239 (с 4 по 30 апреля 2020 года).

Все проанализированные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, посвященные установлению ограничений и мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержат перечни отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей (ИП), деятельность которых приостанавливается (ограничивается) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Данные перечни незначительно отличаются друг от друга. Как правило, в них включаются предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые, буфеты и т.п.), но с предоставлением им возможности осуществлять обслуживание граждан "на вынос", т.е. без посещения гражданами помещений таких предприятий. Также в такие перечни включены организации и индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие услуги, предусматривающие очное присутствие граждан (салоны красоты, косметические, СПА-салоны, массажные салоны, солярии, бани и т.п.), за исключением услуг, оказываемых дистанционным способом, в том числе с условием доставки.

Особое внимание необходимо уделить пункту 4 Указа Президента РФ № 239, содержащему открытый перечень организаций, на которые не распространяется требование о приостановке (ограничении) ими хозяйственно-экономической деятельности на период введения режима повышенной готовности в субъектах РФ.

По состоянию на 10 апреля 2020 г., 79 субъектов РФ с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на их территории определили (на основании подпункта "ж" пункта 4 Указа Президента РФ № 239) перечень организаций, на которые не распространяется требование о приостановке (ограничении) деятельности.

В остальных 6 субъектах РФ такой перечень до сих пор не утвержден.

Наблюдается различный подход субъектов РФ к формированию соответствующих перечней. Так, некоторыми регионами утверждены перечни видов деятельности, другими определены конкретные юридические лица и ИП. Например, в Республике Карелия утвержден перечень юридических лиц и ИП, деятельность которых не подлежит приостановлению на период введения режима повышенной готовности, в который вошли более 3700 организаций и ИП.

В большинстве субъектов организации (работодатели), чья деятельность не приостановлена, должны официально уведомить региональные власти о возобновлении деятельности при условии обеспечения неукоснительного выполнения санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций, а также проведение дополнительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции.

В ряде регионов предусмотрен разрешительный (заявительный) порядок определения организаций и ИП, которые намерены осуществлять свою экономическую деятельности в нерабочие дни, установленные Указом Президента РФ № 239. Примечательно, что соответствующий порядок предусмотрен в отношении не всех, а отдельных сфер деятельности, на которые не распространяется запрет на период режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, к которым большинство регионов относит, в первую очередь, именно строительную сферу. Соответствующая практика отмечается в Брянской, Ивановской, Липецкой областях, Пермском крае.

Как правило, в регионах, где действует разрешительный порядок осуществления видов деятельности, по решению уполномоченного органа создается комиссия по рассмотрению заявлений о разрешении на продолжение работы, полученных от заинтересованных организаций. Соответствующие заявления изначально подаются заинтересованными организациями в профильные министерства (в соответствии с их компетенцией) того или иного региона, а затем рассматриваются либо соответствующим министерством, либо указанной комиссией.

Например, в Пермском крае заинтересованная организация должна обосновать необходимость осуществления испрашиваемой ею деятельности при подаче заявки в Министерство строительства Пермского края.

На территории Республики Мордовия для осуществления деятельности необходимо получить подтверждение о том, что организация имеет возможность осуществлять свою деятельность в условиях режима повышенной готовности, выдаваемое уполномоченным министерством Республики Мордовии (см. постановление Правительства Республики Мордовия от 3 апреля 2020 года № 201 "О перечне организаций, на которые не распространяется режим нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы").

А что в строительстве?

В 69 субъектах РФ (82%) допускается осуществление деятельности предприятиями строительного комплекса и предприятиями из смежных со строительством сфер (автомобильные дороги, проектирование, экспертиза проектной документации и т.п.). При этом по регионам различаются как выделенные для этой цели сегменты строительного комплекса, так и конкретные формулировки для описания таких сегментов. Ниже приведены примеры формулировок, используемых в нормативных правовых актах субъектов РФ для определения организаций, которым разрешено продолжить деятельность:

- "организации, осуществляющие инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства и являющиеся членами саморегулируемых организаций" (Ямало-Ненецкий автономный округ);

- "строительные организации, приостановка деятельности которых создаст угрозу безопасности, здоровью и жизни людей" (Челябинская область, Московская область, Чеченская Республика);

- "организации (работодатели и их работники), осуществляющие основные виды деятельности в сфере строительства" (Республика Хакасия);

- "организации дорожного хозяйства, строительства, транспорта, водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда" (Орловская область).

Примечательно, что наряду с указанием на строительные организации (в общем смысле) в соответствующем перечне, принятом в Чеченской Республике, перечислены конкретные юридические лица - ООО "Мечеть-Строй", а также строительные и строительно-монтажные организации, задействованные в строительстве ТРЦ "Грозный Молл".

Важно отметить, что в число указанных выше 69 регионов вошли субъекты РФ, перечни которых включают организации, выполняющие контракты в рамках национальных проектов (Ярославская область, Магаданская область), а также организации, выполняющие государственные и (или) муниципальные контракты (например, Астраханская область). Вместе с этим, такие строительные организации следует расценивать как исключение из общего требования о приостановлении (ограничении) деятельности в сфере строительства, так как исходя из содержания нормативных правовых актов таких субъектов, деятельность строительных организаций (в широком смысле) приостановлена.

У 10 субъектов РФ в утвержденных на основании Указа Президента РФ № 239 перечнях в числе видов деятельности/организаций, которые могут продолжить работу, вообще отсутствуют какие-либо виды, относящиеся к сфере строительства (Калужская область, Томская область, Пензенская область, Кабардино-Балкарская Республика).

Обратная ситуация наблюдается, например, в Республике Северная Осетия, где среди соответствующих организаций представлены исключительно организации строительной сферы (организации строительной отрасли и строительной индустрии, осуществляющие деятельность на территории Республики Северная Осетия-Алания в рамках реализации национальных проектов, федеральных адресных инвестиционных программ).

Зарубежная практика ограничения деятельности в строительстве в период пандемии

Отметим, что, зарубежная практика демонстрирует подход к регулированию строительной деятельности в период пандемии, основанный на необходимости обеспечить функционирование критической для жизнедеятельности инфраструктуры. Например, в США на федеральном уровне изданы рекомендации штатам и муниципалитетам[1], в соответствии с которыми рекомендовано не прерывать виды деятельности, необходимые для непрерывного функционирования в 16 сферах экономики (то есть практически везде) – производство товаров потребления, сельское хозяйство, коммунальный комплекс, коммуникации, транспорт, здравоохранение, информационные технологии, коммерческая инфраструктура, критически важные обрабатывающие производства и др. Строительство как отдельный сектор не выделено, однако указывается, что если строительные работы необходимы для функционирования критически важной инфраструктуры, они не должны прерываться. Аналогичный подход и в Великобритании. При этом местным и региональным властям предоставлено право принимать решения в каждом конкретном случае на свое усмотрение с учетом необходимости предотвращения распространения инфекции.

Фонд "Институт экономика города" от 10 апреля

Ирина Магденко, Ведущий юрисконсульт направления "Рынок недвижимости" 

 

[1] См. GUIDANCE ON THE ESSENTIAL CRITICAL INFRASTRUCTURE WORKFORCE  https://www.cisa.gov/publication/guidance-essential-critical-infrastructure-workforce

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть