Вы здесь

Генеральный директор ИЭГ Александр Пузанов в статье ИА Росбалт на тему вывода деловой активности из центра столицы

Дата публикации: 03.11.2016

Передел Москвы: районы для бизнеса

Вывод деловой активности из центра столицы растянется на 20-25 лет, полагают разработчики новой концепции развития города.

На днях стало известно, что специалисты НИиПИ Генплана Москвы разработали новую концепцию развития Первопрестольной. Согласно проекту, планируется вывести бизнес из центральной части города и создать новые районы деловой активности на пересечении транспортных артерий. На основе этой концепции будет составлен новый Генплан, который планируется утвердить к середине 2017 года.

Концепция предполагает создание в столице девяти деловых районов. Как сообщили «Ведомости», новыми точками притяжения для бизнеса должны стать: платформа НАТИ (МЦК, СЗХ, ж/д), Ярославское шоссе (СВХ, МЦК, ж/д), Рязанский проспект (МЦК, ТПК, ж/д и СВХ), ЗИЛ (метро, МЦК и ж/д), Варшавское шоссе (МЦК, ж/д и Южная рокада), Аминьевское шоссе (ТПК, Южная рокада и ж/д), Беговая (ТПК, МЦК, ж/д), а также два новых района – Рублево-Архангельское и Коммунарка, куда будет проведено метро. В каждом деловом районе должно появиться по 250-300 тыс. рабочих мест, общественные здания и зоны строительства жилья и доходных домов.

Лавры «Большого Парижа» давно не давали покоя столичным властям. «Идеи полицентричности звучали с первых дней пребывания Сергея Собянина на посту мэра Москвы», - напомнил директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, сегодня концентрация рабочих мест в радиусе 3-5 километров от Кремля составляет почти 50% от всех в городе. По данным фонда «Институт экономики города» чуть меньше: 40% - в пределах ЦАО.

По словам Блинкина, запуск движения по МЦК создает потенциальные возможности для формирования новых деловых центров на ближней периферии города. «Это уже не центр, но еще не окраины», - подчеркнул собеседник «Росбалта». В существующих сегодня условиях иным способом на комфортном уровне решить транспортную задачу не получится, считает эксперт. При этом он обратил внимание, что задачи вовсе убрать рабочие места из центра никто перед собой не ставит. Речь лишь о том, чтобы снизить их концентрацию.

В свою очередь генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов отметил, что Генплан — не тот документ, на основании которого можно заставить кого-то переехать. «Он лишь создает для этого условия, разрешает строить, - пояснил собеседник «Росбалта». - Кем и с какой скоростью будут заселяться новые бизнес-районы, Генпланом не регулируется».

По его словам, чтобы концепция сработала, Генплан, правила землепользования и застройки, которые планируется принять в столице, нужно усилить другими мерами по части экономической политики. В частности, речь идет о дифференциации налогов в зависимости от места расположения объекта. «Такие возможности у Москвы есть по земельному налогу, налогу на имущество», - заметил Пузанов. Все остальное, по словам эксперта, вопрос управления: создать «правильные» стимулы, следить за ситуацией, своевременно вносить изменения в зависимости от реакции бизнеса на те или иные меры. 

«При переезде бизнес выиграет в производительности своих работников, которые будут тратить меньше времени на дорогу, в стоимости арендной платы, которая будет чуть ниже, чем в центре. Но, вероятно, проиграет в разовых затратах на переезд, а также в доступе клиентов, которым в центре, конечно, удобнее. Предприниматели начнут считать. Город должен внимательно следить за тем, что происходит, и теми механизмами, которые у него есть — налоговыми и бюджетными, аккуратно стимулировать эти процессы», - считает собеседник «Росбалта». При этом для вновь создаваемых компаний, которые не привязаны к насиженным местам, новые бизнес-районы будут весьма привлекательны, добавил он.

«Если нам удастся снизить концентрацию рабочих мест в центре до 30%, это будет победа. Это будет совсем другая Москва», - заметил Пузанов. Освобожденные площади, по словам эксперта, могут занять общественные пространства и современные форматы жилья: арендное (не апартаменты), многофункциональные центры с жилой и коммерческой частью. «Вот такими функциями должен наполняться центр», - считает он.

«Росбалту» удалось поговорить с профессором Высшей школы урбанистики Олегом Баевским, который участвовал в разработке концепции. «Во-первых, хочу вам сказать: новости о том, что Москва хочет вывести бизнес из центра, уже лет 16, потому что и действующий Генплан, и Генплан, который был утвержден в 1998 году, предусматривали децентрализацию общественно-деловых функций. В частности, создание новых общественно-деловых узлов в срединной части города, в том числе, на базе МЦК. Запуск пассажирского движения по железнодорожному кольцу делает эти планы вполне реальными», - заметил он. 

Эксперт подтвердил, что концепция, о которой сообщили СМИ, существует, и деловые центры в транспортных узлах действительно планируются. «Но это долгосрочная программа. Думаю, она рассчитана лет на 20-25. Дальше вопрос инструментов экономического  стимулирования. Если они действительно будут введены, конечно, это ускорит процесс и разработки проектных предложений, и самого строительства деловых центров. Я, правда, про это никогда не слышал и не знаю, откуда у авторов «Ведомостей» такая информация», - заметил Баевский.

По сути, новая концепция приближает места приложения труда — концентрированные, удобные для всего населения города — к периферийным районам, к присоединенным территориям. При этом создание новых точек развития деловой активности на бизнесе скажется только позитивно, считает эксперт. «Процесс выхода бизнеса из центра все равно будет постепенным. Насильно сделать это невозможно. Все будет происходить по мере того, как освоение территорий в срединной части будет становиться более эффективным, чем аренда недвижимости в центре», - отметил собеседник «Росбалта».

По его словам, сейчас в Генплане перечислены не все девять точек, о которых пишут «Ведомости», а лишь семь из них. «Например, мы не включили в свой перечень ЗИЛ и Аминьевское шоссе — сочли их не слишком перспективными. Но это вопрос не принципиальный. В значительной степени выбор точек притяжения бизнеса будет зависеть от инициативы самих инвесторов. Мы можем лишь предложить зоны, которые потенциально годятся для такого использования», - заметил эксперт.

По словам Баевского, в центре останется «эксклюзивный» бизнес, например, штаб-квартиры крупнейших корпораций. «На освобожденной территории будут развиваться общественные функции. Станет больше магазинов, кафе, клубов, мест, где люди смогут как-то креативно отдыхать. Определенно, станет больше жилья. Для центра важно увеличить количество жилого фонда, причем не простого, а специализированного. В первую очередь, арендного фонда. Это будут либо серьезные апартаменты для бизнесменов, которым нужно переночевать в городе, либо, напротив, хостелы для молодых  людей, которые приехали завоевывать столицу», - рассказал один из авторов концепции.

В департаменте экономической политики и развития Москвы «Росбалту» заявили о том, что никаких предложений от НИиПИ Генплана ведомство пока не получало и оценить инициативу затрудняется. В Москомархитектуры инициативу также не прокомментировали.

Позицию городских властей по вопросу выселения бизнеса из центра озвучил мэр Москвы Сергей Собянин на своей странице ВКонтакте. «Мы не планируем специального повышения налогов на бизнес, расположенный в центре города. В этом нет необходимости. Сегодняшняя система налога на имущество по кадастровой стоимости сама автоматически настраивает налог таким образом, что чем больше стоимость земли, тем выше налог. Таким образом, на Садовом налог значительно выше, чем на МКАДе», - заявил он.

Иными словами, все налоговые меры, необходимые для того, чтобы бизнес добровольно уехал на периферию, уже приняты. Осталось создать предложение — будет и спрос.

ИА Росбалт

Структурное направление: 
Город: 
Москва

Закрыть